Медицина на службе горожан

Но, помимо этого, есть еще поводы, чтобы рассказать, чем сегодня занимается городское здравоохранение: назначенный сравнительно недавно новый начальник Управления здравоохранения г. Махачкалы, с которым мы в нашей газете пока вас не знакомили, но с которого уже пора, что называется, спрашивать о проделанной работе. Ну и, конечно, близящийся 155-летний юбилей города. И говорили мы об этом с Магомедзагиром Мугутдиновичем Салаватовым, начальником Управления здравоохранения г. Махачкалы, и его заместителем – Зинаидой Алексеевной Гусейхановой.
– Магомедзагир Мугутдинович, какие основные задачи Вы ставили перед собой, когда возглавили Управление здравоохранения г. Махачкалы? Понятно, что прошло еще мало времени, но, тем не менее, удалось ли какие-то из них реализовать?
– Вы, наверно, знаете, что в последние годы был начат процесс реформирования и модернизации системы здравоохранения. Мы работаем в этом направлении, и в связи с этим у нас есть свои конкретные цели и задачи. Среди основных задач – укрепление материально-технической базы медучреждений города, информатизация, стандартизация, повышение доступности медицинской помощи, диспансеризация.
В первую задачу – укрепление материально-технической базы, входят два пункта: капитальный ремонт учреждений здравоохранения города, на который в 2011 году было выделено 258,7 млн рублей. На эти средства отремонтированы детская поликлиника №2, поликлиника №7, женская консультация №2, детская поликлиника №5, городская больница №1, детская больница №1, роддом №1, роддом №2. Вторым пунктом было оснащение оборудованием. В соответствии с планом, общая сумма на покупку нового оборудования составила 155 млн 100 тыс. рублей.
Вторая задача – внедрение информационных систем. На это выделено 22 млн рублей на прошлый год и 24 млн 165 тыс. на текущий. Информатизация в учреждениях здравоохранения города проводится, в частности, для оказания услуг гражданам в электронном виде. К примеру, с 2013 года начинается запись пациентов к врачу по Интернету и специальным инфоматам, функционально напоминающим платежные терминалы. Любой гражданин сможет записаться через инфомат на прием к врачу не только в Махачкале, но и к любому врачу на территории Российской Федерации. Инфомат выдаст график врача, дни, часы приема и т.д. С
2013 года на каждого гражданина будет заведена электронная медицинская карта. До сих пор мы вели записи в картах только вручную. Таким образом, куда бы пациент ни обратился, информация о нем будет у любого врача. И не надо будет ходить по врачам с карточками.
По программе информатизации оборудование уже закуплено. Сейчас идет наладка этого оборудования и обучение специалистов, потому что до 1 января 2013 года все учреждения должны быть готовы к оказанию услуг в электронном виде.
Значительная часть медицинского оборудования нашими учреждениями получена по программе модернизации. Раньше, чтобы сделать даже УЗИ, мы направляли пациентов в диагностические центры. Сейчас, даже в поселковых амбулаториях есть по одному, по два аппарата УЗИ. Получено два магнитно-резонансных томографа, один в городскую больницу, другой – в диагностический центр. Мы бы могли получить и больше оборудования, но из-за дефицита площадей, мы не могли его разместить. Но все же оснащенность оборудованием в наших медучреждениях улучшилась многократно.
– Все это за счет средств из федерального бюджета или средств из городского бюджета тоже?
– З. А.: Софинансирование из трех источников: Федеральный ФОМС, бюджет муниципального образования и Республиканский ФОМС.
– Разве в рамках федеральной программы «Здоровье» не были выделены средства на капремонт и оборудование?
– М. М.: В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006 году мы тоже получили оборудование. Теперь еще получили оборудование по программе модернизации. По двум программам. Капитальный ремонт ПНП «Здоровье» не был предусмотрен, он осуществлялся за счет средств муниципального образования.
– Третья задача, которую вы должны реализовать, – внедрение стандартов. Что она под собой подразумевает?
– З. А.: Эта задача разбита на два года, причем в прошлом году под эту задачу было выделено 57 млн рублей, а на
2012 год предусмотрено уже 208 млн. Что это значит? В прошлом году было взято определенное количество заболеваний и по ним внедрен утвержденный федеральный стандарт: какие должны быть выполнены исследования какие лабораторно-инструментальные методы должны применяться, какое проводиться лечение, какими современными препаратами и т.д. По этим больным там, где выполнены стандарты, выделяется дополнительное финансирование. Это довольно приличные деньги, которые используются на повышение заработной платы медработников, приобретение лекарств, расходных материалов соответственно стандартам диагностики и лечения.
– М. М.: В Приказе Министерства здравоохранения РД №201л от 4.04.2012г. прописана стоимость стандартов каждого заболевания.
– З. А.: Соответственно этим суммам на 2012 год количество заболеваний, по которым применяются и оплачиваются стандарты, увеличено. Причем выполнение стандартов обязательно для любого учреждения. То есть идет выравнивание возможностей лечения больных на первом этапе. Любая больница, будь то в крупном городе, области, сельском районе, должна выполнить стандарт, и он неизменен для учреждений различной мощности. Чем больше будет заболеваний, по которым внедрены стандарты, тем больше мы приближаем высококвалифицированную помощь к населению «глубинки».
– М. М.: Вы, наверно, не раз слышали, как говорят, что один врач назначил одно лечение, другой – другое. Стандарты введены для того, чтобы выровнять и осовременить схему обследования и лечения больных на всей территории Российской Федерации.
– З. А.: Кроме того, в рамках «Программы модернизации» определена высокотехнологичная помощь, оказываемая в учреждениях федерального уровня, которую республика не может взять на себя – там нужен иной уровень технической оснащенности, специальная, обычно узкопрофильная, подготовка специалистов, иная материальная обеспеченность. В последние годы резко увеличилось количество квот по различным видам высокотехнологической помощи, предоставляемых нам федеральными учреждениями. Поэтому у нас сейчас возможности по предоставлению высокотехнологичной помощи совершенно иные, чем были несколькими годами раньше.
Каждая задача предусматривает проведение определенных мероприятий. К примеру, в рамках задачи №3 в качестве мероприятия №2 предусмотрена диспансеризация 14-летних подростков. Мероприятие
№7 – мероприятия по выхаживанию новорожденных с экстремально низкой массой тела. Сейчас поставлена задача выхаживания 500-граммовых новорожденных. Для этого нужны материальные вложения и иной уровень технического, организационного и штатного обеспечения. Сейчас идет подготовка педиатров и здесь, на месте, и на федеральных базах, а также оснащение необходимым оборудованием. Это тоже большая проблема – на базе городской муниципальной больницы мы не можем открыть отделение патологии новорожденных, из-за того, что не позволяет площадь. Сейчас готовится пристройка к зданию больницы, потому что там нужен определенный набор помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими стандартами.
– М. М.: Стоит отметить, что основные цели модернизации системы здравоохранения – это повышение доступности здравоохранения, оказание качественной медицинской помощи, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения.
– С какими проблемами сталкивается Управление здравоохранения города при реализации этих задач?
– М. М.: Проведен ремонт в медучреждениях, о которых говорилось выше. До этого Огромный объем строительных и ремонтных работ выполнен Администрацией города. Однако основная проблема состоит в том, что у нас нет типовых медицинских учреждений.
– З. А.: В наших учреждениях острейший дефицит площадей и набора помещений. Недостаточный коечный фонд, недостаточное штатное обеспечение, которое не успевает за бурно растущим населением города. Сейчас штатное обеспечение у нас находится на уровне потребности начала 90-х годов.
– М. М.: Администрация города, конечно, делает все возможное, чтобы обеспечить нас площадями. Есть распоряжение Главы города выделить земельные участки на строительство четырнадцати медучреждений. До 2014 года в районе «Лазурного берега» будет начато строительство четырех крупных медицинских учреждений: больницы, перинатального центра, детской больницы и роддома, чтобы повысить доступность медицинской помощи гражданам.
– З. А.: С 2009-го по 1 января 2012 г. мощность городской больницы №1 возросла почти втрое. Было 290 коек, стало 720. Увеличилась мощность городской больницы №1 за счет расширения существующих отделений, открытия многих новых отделений. Прирост идет не только по числу коек, но и по профильности. Появилось много новых профилей в больнице: кардиология, нефрология, гастроэнтерология, травматология.
– Сегодня в Дагестане, наверно, невозможно найти человека, который бы не жаловался на врачей. Как у вас обстоят дела с оценкой профессионализма кадров?
– З. А.: Я бы воздержалась от столь категоричной оценки. По результатам регулярного анонимного анкетирования, которое помогает выявить наши «болевые точки», доля неудовлетворенных медицинской помощью по самым разным причинам достигает 15 – 20%. Речь, разумеется, не о том, что этого мало. Речь о том, что оценки должны быть объективными, а суждения – аргументированными. Однородного профессионализма не бывает нигде. Во-первых, есть разные уровни подготовленности специалистов, во-вторых, есть разный опыт. Но профессиональный уровень кадров, помимо всего прочего, не может не расти, когда растет техническая база. Это абсолютно взаимосвязанные вещи: возрастающие технические возможности медучреждения подталкивают профессиональный рост медицинских кадров, в результате возрастают качество и эффективность оказываемой помощи. С внедрением стандартов уже в меньшей степени качество медпомощи зависит от профессионализма отдельного врача. Технический уровень в медицине имеет не меньшее значение, чем человеческий фактор.
– Если человек чем-то недоволен, допустим, его не приняли в поликлинике, куда он сегодня может обратиться с жалобой?
– М. М.: По 323-му Федеральному закону, как Вы знаете, любой гражданин может обратиться в любое медицинское учреждение. Но есть оговорка, когда он может обратиться: при экстренных случаях, когда состояние больного угрожает его жизни и здоровью. В таких случаях любое медучреждение должно оказать ему бесплатную медицинскую помощь безоговорочно, без всяких документов.
Для получения плановой медицинской помощи гражданин должен предъявить в медицинское учреждение паспорт, страховой медицинский полис, если он не прописан на данной территории – справку о регистрации и подать заявление руководителю этого учреждения. 323-й Федеральный закон прописывает, что пациент может обратиться к любому врачу, но есть оговорка – если он хочет поменять врача внутри одного медучреждения, он имеет право сделать это только один раз в год. И при согласии врача.
– То есть у врача я еще должна спросить, не против ли он, если я его поменяю?
– З. А.: Нет, согласие врача, на которого вы хотите поменять. Например, согласие нетерриториального участкового терапевта принять Вас на себя. Больным дано право выбрать врача, но принцип территориальности, как и принцип ответственности врача за население прикрепленной территории в здравоохранении незыблемы.
– М. М.: Нужно согласие того врача, к которому вы обращаетесь.
– А в случае, когда больной недоволен врачом, имеет право он жаловаться?
– М. М.: Конечно. В первую очередь, он должен обратиться к руководителю медучреждения. Руководитель должен разрешить конфликтную ситуацию и обеспечить права больного. У нас имелись случаи, когда по поводу утери медицинской карты больной обращался к Президенту РФ. Убедительная просьба к гражданам: если вас что-то не устраивает, обращайтесь сразу к заведующему поликлиникой или к главному врачу. Если они не решат вашу проблему, есть Управление здравоохранения г. Махачкалы и Министерство здравоохранения РД, где проявят максимальное внимание к возникшим у Вас проблемам. Ни один случай обращения граждан мы не оставляем без внимания. Зачастую в интересах объективности мы рассматриваем обращения комиссионно.
– З. А.: Мы реагируем также на все устные обращения, принимаем меры, обеспечиваем обратную связь. Четыре раза в год на Коллегии Минздрава РД обязательно ставится вопрос: итоги квартала по рассмотрению писем и обращений. То же самое делается и у нас в Управлении.
– Помимо муниципальных поликлиник и больниц, в Махачкале много и частных медицинских клиник. Наверно, это тоже проблема, потому что, когда они принимают пациента, не ведут никакого учета, не спрашивают у него медицинской карты и не ведут ее у себя, могут, не проведя анализов назначить дорогостоящее лечение или, наоборот, делать совершенно ненужные анализы, чтобы взять с пациента больше денег. У Управления здравоохранения г. Махачкалы есть возможность влиять на эту ситуацию?
– М. М.: Врачи, работающие в частных медицинских центрах, – это наши врачи, которые работают в частных учреждениях по совместительству. Многие граждане считают, что если услуги платные – значит, их качество лучше. Качественные там оказываются услуги или нет, я не могу судить, но скажу, что обращаясь в муниципальное медучреждение, есть возможность требовать качества, предъявить свои претензии, которые мы будем рассматривать. А кто будет контролировать это качество в частных медучреждениях?!
– З. А.: Дело в том, что в контроле они нуждаются – это однозначно. У каждого частного учреждения есть лицензия. В лицензии написано, что у них должен вестись медицинский учет и соблюдаться отчетность перед территориальными органами здравоохранения. Это ими не исполняется. Я лично проверяла некоторые более крупные, солидные из них. Отчетности не может быть там, где нет учета. Мы там учета не нашли. Их число на территории города, по данным прошлого года, уже перевалило за 150.
– М. М.: Федеральный закон дает равные права государственным и частным медучреждениям, поэтому мы можем только конкурировать с ними и на основании здоровой конкуренции показать, что мы лучше.
– З. А.: Надзорных органов, контролирующих здравоохранение, достаточно. Тем не менее есть частные учреждения, в которых оказываются нелицензированные виды медпомощи, к примеру, выполняются аборты, хотя известно, что на внутриматочные вмешательства частным медучреждениям лицензии вообще не выдаются. Их привлекательность для граждан состоит в том, что там нет очередей, и они не обременяют больных никакими профилактическими обследованиями. Приходит к ним больной с жалобой, быстро получает помощь по предмету обращения и уходит. Государственные учреждения настойчиво предлагают профилактические обследования, потому что несут ответственность за состояние больного в будущем.
– Скоро мы будем отмечать 155-летний юбилей города. В этой связи поручена Управлению здравоохранения какая-то работа или, может, Вы сами что-то планируете?
– М. М.: 15 сентября будет юбилей города. Мы приложим все усилия, чтобы он прошел достойно. Все наши медицинские работники готовы оказать горожанам качественную медицинскую помощь, чтобы они, здоровые, вышли на праздник!
– З. А.: К юбилею Махачкалы выйдет книга по истории города. Мы предоставили материал по истории здравоохранения города.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам