История одного «поезда»

Так уж получилось, что Махачкала – не только столица всех дагестанцев, но и город, в котором нашли себя и «свой дом» многие приезжие из других городов России и бывшего СССР. К близящейся 155-й годовщине Махачкалы мы решили поговорить с Маргаритой Кузьминичной Бакеевой, которая в далеком 1971 году приехала в Махачкалу в составе легендарного «Тульского поезда» и живет в этом городе и по сей день.
Был 1970 год, когда на ликвидацию последствий землетрясения в Дагестан со всего Советского Союза прибыли строители. Поезд прибыл в Махачкалу сразу по окончании работ по ликвидации последствий нескольких землетрясений, случившихся в Узбекистане. Отбывал он из Ташкента, где тогда находились строители со всего Советского Союза, но основным ликвидатором последствий землетрясения в Дагестане и застройщиком был Тульский строительно-монтажный поезд. «Поезд» находился в подчинении «Главприокстрой» города Тулы. Отсюда и название. «Тульский поезд» объединял в себе строителей из Татарстана, Башкирии, Брянской, Орловской областей, Тулы, Белоруссии, Украины, Узбекистана, которые набирались и отправлялись на место работы в качестве командированных. По приезде в Дагестан проводилась ротация строителей, но все, кто хотел, оставались работать в республике.
«Я и мой муж тоже приехали в Махачкалу на этом поезде. Работала я юристом «Тульского поезда», а муж – главным механиком. Я приехала в августе 1971 года, а муж чуть раньше, в марте 1971-го, из Тулы. Впечатления о Махачкале были у нас самые положительные. Часть строителей, прибывших после работ в Ташкенте, были уже знакомы с восточным колоритом, но те, кто приехал из российских областей, Белоруссии, Украины сразу этот колорит почувствовали. Махачкала в то время была небольшим чистым городком, и что поразило, с множеством неоновой рекламы, – рассказывает Маргарита Кузьминична.
По приезде в Махачкалу для строителей «Тульского поезда» сначала был организован палаточный городок в районе, где сегодня строится спортивный комплекс. Потом небольшие палатки сменили жилые вагончики, к которым были подведены все коммуникации, душевые с горячей и холодной водой, специально были построены столовая и магазины. В этих вагончиках строители поезда прожили почти пять лет.
Возглавлял «Тульский поезд» заслуженный строитель СССР Георгий Иоселиани. Он возглавлял и работы по ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте. Главным инженером был Попов, затем его сменил Семен Алексеев, главным энергетиком был Дмитрий Морозов. Функции заказчика в Махачкале исполнял Махачкалинский горисполком, председателем которого тогда был Магомед Юсупов, и УКС Горисполкома под начальством Саида Бигаева.
За пять лет работы «поезд» построил в Махачкале шесть высотных домов: три дома по проспекту Шамиля (тогда это была улица Дагестанская, а дома назвали «Три поросенка») и три – по проспекту Гамзатова. Еще семь жилых домов: два дома в районе Советского РОВД, два дома в районе Узбекгородка и три дома по проспекту Шамиля за Узбекгородком и в районе Троллейбусного кольца. Также были построены две большие школы (каждая из них состояла из нескольких корпусов) – школы №№30 и 34, общежитие для Политехнического техникума по проспекту Гамидова, производственная база по проспекту Аметхана-Султана. Были проведены реконструкция и ремонт школы №11. И самое главное – именно строителями «Тульского поезда» был построен в Махачкале первый тогда на Северном Кавказе крупный кинотеатр «Россия».
В 1975 году «Тульский поезд» прекратил свою работу под прежним названием и был преобразован в СМУ-2 «Дагестанского управления строительства».
«Туляки» работали и жили все очень дружно. Коллектив насчитывал от 250 до 300 человек. Помимо «Тульского поезда», в это время в Махачкале работали и строители других регионов, с которыми общались и поддерживали связь строители «Тульского поезда». Так, например, узбекские строители подарили городу нынешний Узбекгородок. Также были и другие строительные участки: Московский участок, который построил в городе новое здание Русского театра, Волгоградский участок, построивший два детских сада, Сочинский участок, построивший два жилых дома в районе Железнодорожной больницы, и Ленинградский участок, который построил первую высотную гостиницу в Махачкале, получившую название «Ленинград». Кстати, часть работников «Тульского поезда» по окончании строительства своих объектов, перешла на строительство гостиницы «Ленинград» и объекты, строившиеся на других участках.
Все необходимые строительные материалы и комплектация полностью шли из того региона, откуда прибыли строители. Лес сюда шел вагонами из других регионов Советского Союза.
«Я занималась оформлением договоров на поставки материалов и направления работников, – вспоминает Маргарита Кузьминична, – ездила в командировки в Москву, Киев, Брест. Потом в Махачкалу приехал мой брат с женой, и они тоже участвовали в строительстве».
По окончании строительных работ большую группу из «Тульского поезда» Президиум Верховного Совета ДАССР наградил Почетными грамотами и значками «Почетный строитель Дагестана» (в том числе и меня).

ЛЮДИ И СУДЬБЫ
В числе строителей, отстраивавших Махачкалу после землетрясения 1970 года, было очень много и дагестанских строителей, в том числе начальников участков. Среди них – Залимхан Гавалов, Ибрагим Кафланов, Владимир Суюнов, Саид Рахоев, Магомед Сардаров. Подавляющее большинство строителей по окончании работ, конечно, разъехались. Тогда в СССР было положение, на основании которого десять процентов жилья от сдаваемой площади отдавали строителям. Это примерно 4-5 квартир в доме. Тех, кто не получил квартиры в Махачкале, обеспечили жильем в Туле, так как «поезд» принадлежал тульскому «Главприокстрою», и строители по возвращении в течение полугода обеспечивались жильем.
Те, кто остался в Махачкале, продолжали дружить, вместе отмечали дни рождения и другие праздники. Стоит отметить и то, что многие приехавшие восстанавливать Махачкалу нашли здесь и свое личное счастье. Появилось много супружеских пар, причем, браки заключались не только между приезжими, но, зачастую, местные дагестанцы брали в жены приезжих девушек.
Во время проведения строительных работ руководство города оказывало большое внимание работникам тульского поезда, постоянно приезжали руководители, благодарили, относились с большим уважением. С продовольственным снабжением в городе тогда, конечно, дела обстояли не важно, но у «Тульского поезда» было два своих магазина. «Я считаю, что в этом была заслуга начальника поезда, – говорит Маргарита Кузьминична, – все зависит от того, как поставит себя руководитель. Его в городе уважали. Он был очень хорошим специалистом, он же возглавлял и все работы по ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте. После Узбекистана его направили в Махачкалу. Здесь же он и умер, осенью 1974 года от инфаркта».
На мой вопрос, не жалеет ли она, что не уехала тогда, Маргарита Кузьминична отвечает: «Муж мой не захотел уезжать, тем более в 1976 году у нас родился сын, который окончил здесь школу, экономический и юридический факультеты ДГУ, сейчас работает. Я неоднократно предлагала переехать поближе к родственникам, но сын не хочет. Он говорит, что его родина здесь. Сейчас ведь по большому счету там нас никто не ждет. А те, кто тогда, в 70-х, остался, сейчас уже практически все уехали. Раньше каждый год, на полгода, с мая по ноябрь, ко мне приезжала мама. Ей тоже очень нравилась Махачкала. Она как пожилой человек всегда отмечала местное гостеприимство и уважительное отношение к старшим. Ей очень многое здесь импонировало, и она очень любила сюда приезжать. Я, наверно, как молодая, тогда не очень это замечала».

НАСЛЕДИЕ
В декабре 2010 года Маргарита Кузьминична награждена «Почетной грамотой Республики Дагестан» за многолетний труд. Со времен «Тульского поезда» прошло уже 40 лет, и когда я спросила Маргариту Кузьминичну о том, что наверняка руководство города собирало туляков, приглашало их, выражало благодарность, то оказалось, что город, которому приезжие строители помогли обрести новую жизнь, позабыл своих героев, несмотря на то, что немало их тогда осталось жить в Махачкале и лишь недавно строители начали уезжать.
Сейчас Махачкала, конечно, уже не та, что была в 70-е, 80-е и даже 90-е годы прошлого столетия. Из тихого приморского городка, каким его помнит старшее поколение, Махачкала превратилась в динамично развивающийся город, в котором кипит жизнь, ведется активное строительство, растет население. Но вряд ли хотя бы один из построенных современных объектов сравнится по своей архитектуре с построенными тогда строителями «Тульского поезда» Русским театром, кинотеатром «Россия», гостиницей «Ленинград», которые уже много лет являются своего рода символами Махачкалы.
Примечательно, что все объекты были построены за пять лет. И что отмечают многие – это качество построенных тогда объектов. В те годы строго соблюдались стандарты, поэтому высотные дома «Тульского поезда» построены с большим запасом сейсмичности – на 9 баллов, и их смело можно назвать самыми сейсмически устойчивыми домами в республике.

На снимках: слева направо: Морозов Д.А. – главный энергетик, Сардаров Магомед – прораб, Иоселиани Г.Я. – начальник «Тульского поезда», Волков Виктор – водитель. 9 Мая 1973 года. Палаточный городок строителей. 1970 год.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам