Рей Куни – мастер фарса

Не так давно в Русском театре тихо прогремела премьера спектакля «Смешные деньги» по пьесе Рея Куни «Funny money», и стало понятно, простой зритель мало что знает об авторе, о самой пьесе, поэтому захотелось эту ошибку исправить… Этот спектакль дагестанкский зритель сможет посмотреть еще раз 6 января 2013 года.
Известный английский комедиограф Рей Куни считается в театральном мире мастером фарса. Его пьесы переведены более чем на 40 языков мира, включая китайский и японский, идут с аншлагом во многих всемирно известных театрах. Кто-то презрительно называет эти пьесы кассовыми, а кто-то просто спешит достать билетик, чтобы посмеяться до слёз. Чарльз Спенсер – старейшина театральных критиков Англии написал после просмотра «Смешных денег»: «Рей Куни – сокровище нации!». Что это за феномен, попробуем разобраться.

АКТЁР-ДРАМАТУРГ-РЕЖИССЁР-ПРОДЮСЕР
Рэймонд Джордж Альфред Куни родился 30 мая 1932 года в Великобритании. Чтобы понять человека, понять его как личность, надо обратиться к его истокам, то есть в детство. Именно в детстве он начал свою театральную карьеру, выступив в 1946 году в известном театре «Палас» в Лондоне в спектакле «Песнь Норвегии». Затем он работал в различных театральных труппах, познавая на практике актёрское мастерство, прежде чем поступил на высшие курсы в театр «Уайтхолл» в 1956 году в Брайан Рикскомпани. Там он сыграл в спектаклях «Плесень» и «Обычный шпион». Именно в этот период он начал свою карьеру драматурга, впоследствии написав такие известные во всём мире пьесы, как «Моя легкомысленная тётя», «Не сейчас, любимый», «Пойманный в Сети», «Смешные деньги» и другие. В общей сложности двадцать пьес, и все эти пьесы были поставлены самим Реем Куни в Ист-Энде – во многих своих спектаклях он сам сыграл главные роли, понятно, комедийные. Надо сказать, что Рей Куни заразителен не только как актёр, но и как драматург. В 1961 году в соавторстве с Тони Хилтоном он создал комедию для кинокомпании British comedy film «Какое надувательство!». Рей Куни заразил вирусом драматургического творчества и своего сына Майкла, вместе с ним в 2003 году он написал одну из последних своих пьес «Том, Дик и Харри». Сразу же приходит на ум сравнение с Дюма-отцом и Дюма-сыном, которые тоже, бывало, занимались вместе литературным ремеслом… Этот спектакль имел успех в Королевском Виндзорском театре в 2003 году. В престижном театре «Дюк» города Йорка эта пьеса вышла на сцену в 2005 году.
В Америке Рей Куни быстро завоевал популярность. Случилось это в 70-е годы ХХ века, когда ему уже давно перевалило за тридцать. Америка узнала его не только как драматурга, но и как режиссёра и продюсера. Занимался он не только своими, но и чужими пьесами, ставя их на Бродвее. Кстати, два из этих спектаклей «Узнай моего отца» и «Что это за жизнь!» получили театральную премию «Тони», которая по своей значимости приравнивается к премии «Оскар» в кинематографии.
Рей Куни – самый популярный автор театральных комедий, критики называют его достойным преемником другого английского комедиографа и мастера фарса Бена Треверса. Также, отмечая его замечательные актёрские способности, его сравнивают с великолепным английским актёром и продюсером в одном лице Брайаном Риксом, который начал сценическую карьеру тоже довольно рано – в семнадцать лет. Кстати, именно в комедиях Брайана Рикса начинал свою актёрскую карьеру тогда ещё юный Рей.
Англоязычное телевещание довольно широко распространено в мире, поэтому Рей Куни без особого труда заработал себе репутацию блестящего автора комедийного жанра далеко за пределами туманного Альбиона. И профессионалы, и любители – все ставят его комедии, все извлекают выгоду из его таланта. Поэтому без преувеличения можно сказать, что уже более шестидесяти лет Рей Куни влияет на жизнь мирового театра. Да, да, по статистике, во всём мире на комедии блестящего комедиографа продано более ста миллионов билетов!

СВОЙ ТЕАТР – ЭТО ВАМ НЕ ХАХАНЬКИ!
С 1970 года Рей Куни как продюсер и режиссёр нёс ответственность более чем за тридцать проектов в компании West End Production, некоторые из них были выкуплены бродвейскими театрами в Америке и получили театральную премию «Тони». В эти известные театральные проекты входят комедии и мюзиклы, такие как «Чикаго», «Облака», «Элвис», «Призрак на цыпочках», «Райские птички» и другие. Но работа в чужих компаниях не удовлетворяла талантливого творца, которого по праву можно было назвать Человек-театр. Уже давно он лелеял мечту создать свой независимый Театр комедии, в котором бы комедийный жанр был представлен не только как лёгкое и весёлое шоу, придуманное для опустошения зрительских кошельков, но и что-то большее… Видимо, для истинного творца свобода творчества подразумевает зависимость от собственных идей и их реализации.
В 1982 году он приложил все силы, чтобы его мечты стали реальностью, и с тридцатью верными друзьями и сподвижниками, среди которых были актёры, режиссёры и авторы – именно они и составили костяк будущего театра – создаёт долгожданный Театр комедии. Сначала театр «Шафтсбери» был арендован, а в 1984 году он был полностью выкуплен. На сцене этого театра он поставил свою всемирно известную пьесу «Слишком женатый таксист», которая в Вест-Энде побила рекорд жизнеспособности и прожила при полных залах, аж, девять лет!.. Для западного театра, настроенного на коммерческий успех, когда одна пьеса может идти подряд несколько раз в месяц, это довольно большой срок. Но неутомимый Рей Куни на этом не остановился, он арендовал сцену театра «Амбассадорз», где продолжил свои экспериментальные работы. Более чем сорок проектов Рей Куни реализовал в своём Театре комедии, и некоторые из них, как например, спектакль «Когда мы были женаты», завоевали сразу несколько наград на фестивале в известном театре «Уйатхолл». Как настоящий продюсер Рей Куни работал сразу в нескольких направлениях и не зацикливался только на театральной сцене, он реализовывал работу своего театра через радио, кино и телевидение. Создано несколько сериалов и фильмов, в частности, на телеканале Би-Би-Си, в некоторых Рей играл главные роли, как бы создавая имидж и пропагандируя работу своего театра Комедии.
Многие из тех, кому довелось работать с Реем, говорят о нём как об очень тёплом и доброжелательном человеке, который готов делиться своим талантом со всяким, кто в этом нуждается, в России это назвали бы общественно полезная деятельность… Ничего смешного, Рей Куни с удовольствием читал лекции об искусстве фарса, бесплатно давал мастер-классы студентам университетов, школам драматического искусства, неоднократно встречался с любительскими театральными сообществами, ничуть не считая это зазорным, несмотря на всемирную известность и звание мэтра. Кроме того, им была написана масса статей на тему развития комедийного жанра, потому что этот человек сам является носителем жанра и настоящей энциклопедией во многих вопросах относительно комедии.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО, НИЧЕГО СМЕШНОГО!
Как ни странно, бракоразводные процессы и интриги, которые так свойственны звёздным семьям в шоу-бизнесе, не коснулись семьи Куни, он уже более сорока лет живёт с женой Линдой, она замечательный художник и полностью поддерживает творчество своего мужа. Как и подобает всякой добропорядочной английской семье, на Рождество они едут к своим детям, чтобы поздравить их и съесть рождественского гуся. Правда, сделать это не так просто, потому что сын Дэнни живёт в Австралии, а Майкл – в Америке, ведь он успешный драматург и голливудский сценарист! Поэтому, как только позволяют дела, они выбираются к детям.
Сам Рей постоянно поддерживает себя в хорошей физической форме, он занимается плаванием, играет в теннис, работает в саду, но лучше всего поддерживать форму, как выражается он сам, играя в своих беспокойных пьесах, – до сих пор он выходит на сцену и этим обеспечивает себе творческое и физическое долголетие.
О своих пьесах Рей говорит, как о детях, творчество он сравнивает с рождением ребёнка. На вопрос, почему он стал комедиографом, Рей отвечает так: «Я пишу фарсы потому что я был актёром, который играл во множестве фарсов, и который так и не реализовал всего того, что он умеет и знает». И ещё он добавлял: «Чтобы писать так, как пишу я, вы должны чётко представлять всё, что будет происходить на сцене».
Если попытаться приоткрыть завесу над тем, что сам Мастер понимает под словом «фарс», то это выглядит несколько парадоксальным, он говорит, что самый лучший фарс – это трагедия, где всё доведено до грани, где личность противостоит обстоятельствам, которые выше неё. Рей абсолютно не согласен с определением фарса, как «стиль комедии, отмеченный грубыми шутками и экстравагантным остроумием…» Обращаясь к актёрам, которые играют фарс, он говорит: «Игра в фарс – это как игра в теннис, здесь нельзя передержать мяч: вы должны сыграть лучше вашего оппонента, который ловко вернул вам мяч!»
В 2011 году Рей Куни, продолжая активную творческую жизнь, начал съёмки своего хита RUN FOR YOUR WIFE, который сейчас идёт с огромным успехом практически во всем театрах Европы, Америки и во многих театрах России. В России эта пьеса больше известна под названием «Слишком женатый таксист», а также как «Особо любящий таксист», «Ночной таксист», «Две жены» и т.д. Для работы в фильме приглашены звёзды мирового кинематографа.

«СМЕШНЫЕ ДЕНЬГИ» – ОТ ЛОНДОНА ДО МАХАЧКАЛЫ
Премьера комедии «Смешные деньги» состоялась в лондонском «Черчиль театре» в 1994 году. Куни сам поставил свою пьесу как режиссёр, а также сыграл в ней главную роль – того самого незадачливого бухгалтера Генри Перкинса, которому случайно посчастливилось найти чемодан, где лежало семьсот пятьдесят тысяч фунтов стерлингов (миллион долларов!). В 2006 году театральная комедия, завоевав любовь миллионов театральных зрителей, тронула сердца кинопродюсеров и была превращена в кинокомедию, где в главной роли снялся популярный американский актёр Чеви Чейз, известный российскому зрителю по фильмам «Воспоминания Человека-невидимки», «Грязная работа» и другим. Фильм был признан лучшим комедийным фильмом на фестивале в Сарасоте (штат Флорида, США), в кинопрокате он заработал 19 с половиной миллионов долларов!
Нейл Кэпл – известный британский актёр, который играл в спектакле «Смешные деньги» в ливерпульском театре Ройял Корт, так сказал об этом спектакле и о комедии вообще: «Комедия – это самая трудная вещь, которую ты делаешь, но и самая приятная, потому что ты слышишь смех в зале… Это как уходящий поезд, на который вы должны запрыгнуть, чтобы спасти свою жизнь… Молниеносные изменения темпа, скорости мысли… Движение на сцене больше похоже на хореографию, но мы должны сделать его похожим на естественное движение…»
Каждый режиссёр привносит в спектакль что-то своё, и в Русском театре Махачкалы режиссёр Марина Карпачёва, которая осуществила постановку «Смешных денег», тоже нашла свои нюансы в популярной комедии – ведь зритель здесь не британский, а дагестанский… Хотя человеческие пороки всё те же: жадность, глупость, трусость, беспринципность.
В спектакле заняты актрисы Русского театра: В. Гречанникова, заслуженная артистка РД Е. Чистякова; а также актёры театра: А. Степанов, А. Кружнов, заслуженный артист РД
А. Слобожанин, А. Абачараев, Р. Абдулганиев, А. Айнутдинов. Мы надеемся, что в сценическом варианте Русского театра «Смешные деньги», который махачкалинцы и гости столицы Дагестана смогут посмотреть
6 января, нисколько не потеряли своей актуальности, и зрителям будет над чем посмеяться и подумать после спектакля…
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошло заседания правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

23 апреля в столице Дагестана состоялось расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований», которое было приурочено ко Дню местного...

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

На нескольких улицах Махачкалы перекрыли дороги

В столице Дагестана с 00:00 23 апреля до 00:00 24 апреля перекроют движение автотранспорта на улице Пушкина (участок дороги...

В Махачкале состоялась выставка-аукцион рисунков детей из Белгородской области

В столице Дагестана в стенах Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова состоялась выставка-аукцион детского рисунка в рамках празднования Международного...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам