Не обязательно знать кумыкский язык, чтобы понимать Барият Мурадову. Первый раз я увидела ее в роли Джумайсат – жены Моллы Насреддина. Пьеса шла на кумыкском языке, а я и слова не знала на кумыкском, но все поняла: немолодая уже женщина пытается отвлечь мужа от житейских забот. В сакле нет тепла, нет света, но она хочет как-то поднять настроение у немолодого мужа и приглашает его на танец. Звучит музыка, улыбается женщина, а мужчина расправляет плечи. Смотреть было интересно, языковая преграда рухнула. Спектакль о Молле Насреддине стал одним из лучших в репертуаре актрисы. Семья Барият Мурадовой была одаренной, все увлекались искусством, в том числе и Татам Мурадов. Его часто вспоминают и музыканты, и театралы. Но Барият была не похожа на других, к тому же она была женщиной, что тоже затрудняло выход на сцену.
– В чем секрет ее успеха?
– В том, что природа одарила ее особым талантом: она смогла с первых же дней найти ключ к сердцам простых людей, – говорит Багаудин Аджиев – заведующий литературной частью музыкально-драматического театра имени А.-П. Салаватова, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан. Багаудин Анварович, поэт и драматург, хорошо знал Барият Мурадову, она играла и в его спектаклях. Уникальность ее в том, что она могла раскрыть образ человека, которого собиралась играть, она видела образы своих героинь в жизни и не боялась выходить на сцену. Хотя нашим женщинам запрещалось выходить из дома без платка, она преодолела этот барьер благодаря своей влюбленности в сценическое искусство, тем более что был у нее замечательный дядя Султан Мурадов. Свой природный дар она раскрывала с первых дней и 16-летней девчонкой попала в театр, став актрисой.
– А как отнеслись близкие люди, односельчане к тому,что она сняла платок и стала лицедействовать? Мы живем в XXI веке, но все же этот вопрос актуален.
– Что ж, актуален он был всегда. В 1930 году Барият уже окончила театральное училище и вышла на сцену. Не каждый мог себе это позволить. Первой ее ролью была Джульетта в спектакле «Ромео и Джульетта», затем в «Овечьем источнике» Лопе де Вега она сыграла также молодую девушку.
– На первый взгляд, роль Джульетты очень легкая, но на самом деле трудная, очень искренняя.
– Вы знаете, все эти первые роли народом и театральной общественностью были восприняты как уникальные, она сразу это поняла, с первых дней. Актрисы от роли к роли совершенствуются, она показала с первого раза мастерскую игру.
– Наша жизнь в конце прошлого столетия постоянно менялась, собственно говоря, была война, были какие-то проблемы, была перестройка. Как реагировала актриса?
– Барият родилась творческой натурой. Скрывать то, что происходит вокруг нее, она не могла, она видела все это и переживала, но знала свое место в искусстве, и что оно должно воспитывать, делать людей более благородными, показывать лучшую сторону жизни. И следуя этому, от роли к роли она ярко играла. Тогда дагестанская драматургия оживилась, на сцене появились большие спектакли Гамида Рустамова, 15 произведений, первый «Под деревом». Она в таких ярких ролях играла дагестанские типажи женщин, девушек тех времен. Ярко сыграла и стала за короткий срок любимицей публики.
– У нас многонациональная республика, и кумыки одна из наций, которая представляет Дагестан, но в республике Барият Мурадову любят все. Она не стала артисткой чисто кумыкской, аварской или лезгинской, она принадлежит всему Дагестану.
– Да, Барият является вседагестанской потому, что такие деятели культуры не могут принадлежать к какой-то одной национальности. У нее была всенародная любовь, потому что она и на вид была очень хороша. Вот что я о ней написал: «… княгиня… золотая княгиня моего народа». Я статью недавно написал о ней для кумыкской газеты. Действительно, она как золотая княгиня выглядела. Не заметить ее, не любить ее было невозможно. Она могла просто пройти по сцене и ничего не говорить, без текста выйти на сцену, и все в нее влюблялись. Мимикой играет, своим умением держаться на сцене, ходить. Руками, глазами играла. Влюблялись в нее все. Она повлияла на наших женщин, так они стали больше уделять внимания своей внешности, осанке. Не только эстетическое, и не только художественное влияние, а чисто человеческое.
– У нее, вероятно, были особые пьесы, которые она обожала. Мне кажется, что пьеса о Молле Насреддине была из этого числа. Так ли это?
– Да, за свои восемьдесят лет она пятьдесят играла в нашем театре, и Джумайсат была ее любимой ролью. Она выступала всегда с удовольствием в роли жены Моллы Насреддина. Я навсегда это запомнил, полюбил этот образ. Но тем не менее у нее были и другие прекрасные роли, к примеру, Гюлькоз в «Айгази», «Под деревом».
– Она же и на русском играла? И выходила на сцену в крупных городах Советского Союза?
– Барият Солтанмеджидовна выступала в таких спектаклях, как «Материнское поле» Чингиза Айтматова, исполняла роль Толканай. Это большая литература. Она в декадах участвовала, снималась в фильмах Ахмедхана Абу-Бакара. Сыграла прекрасные роли в этих фильмах. Несколько выступлений было в Москве, где после спектакля она получила звание народной артистки РСФСР, а потом и СССР. И конечно, это лучшие роли шестидесятых годов.
– И тогда были какие-то конкурсы?
– У нее были встречи со знаменитыми актерами тех времен, перед ней преклонялись. Царев, например, именитый русский актер МХАТа. Он был председателем Союза театральных деятелей. Он назвал ее одной из талантливых актрис в Российской Федерации.
– Ее дочь Инесса Курумова тоже актриса. Передался ли ей талант по наследству?
– Да. Действительно гены в ней сильно проявились. Инесса тоже выдающаяся актриса. Сегодня ею гордится и кумыкский народ, и Дагестан. И то, что она одна из ведущих артисток Русского театра, дорогого стоит. В репертуаре Русского театра она играет в главных ролях, ею гордится главный режиссер театра Скандарбек Даниялович Тулпаров, гордятся все актеры. Скандарбек Даниялович считает ее одной из ведущих актрис Русского театра. Она заслуженная артистка Российской Федерации.
– Люди перестали ходить в театр. То ли из-за телевидения, то ли из-за отсутствия выдающихся актеров. Но ведь никакое ТВ или Интернет не заменит театр.
– Я не считаю, что влияние театра упало, сейчас много прозаических книг издается, много литературы. Люди тянутся к театру. Этот период длился несколько лет, когда люди просто растерялись, когда за хлебом насущным «бегали». Немного времени прошло, и народ решил, что без театра жить нельзя. Я сам вырос на театральных постановках. Не все читается, но когда видишь большие произведения, с помощью этих героев растешь. Молодому поколению надо ходить в театр. Последние годы студенты потянулись в театр. И в Русском театре полный зал зрителей, и в Кумыкском – полный аншлаг. Значит, все вернулось.
Свежа память об актрисе, которой сегодня исполняется 100 лет. Поколение зрителей республики, которым сейчас по 50-60 лет, с теплотой вспоминают великую кумыкскую, дагестанскую актрису Барият Мурадову.