Обучать – значит вдвойне учиться

1 сентября 1990 года в поселке Сепараторном города Махачкалы распахнула свои двери средняя школа №42. По меркам еще не распавшегося Советского Союза это было просторное образовательное учреждение, возведенное по всем канонам строительства конца XX века.

В стенах нового здания оказалось 675 учеников, это ребята из Сепараторного поселка и Научного городка. За 30 лет Махачкала изменилась неузнаваемо. Школа, находившаяся некогда «на отшибе», на пустыре, сегодня – в тесном окружении новостроек. А количество учеников превышает цифру 3400 человек. О накопившихся проблемах, планах и современном образовании наша беседа с директором Тимуром Саркаровым.

 

СПРАВКА: Тимур Саркаров – окончил Институт финансов и права по специальности «юрист», магистратуру Дагестанского педагогического университета, Международную школу бизнеса (МВА), Университет народного хозяйства.

Работал в ООО «Интех-софт», был индивидуальным предпринимателем, директором Городского молодежного центра при Комитете по спорту, туризму и делам молодежи Администрации г. Махачкалы, директором ГКУ «Перспектива» при Министерстве по делам молодежи РД.

Депутат Собрания депутатов Кировского района города Махачкалы 2-го созыва, финалист конкурса управленческих кадров «Мой Дагестан».

 

НЕ ХВАТАЕТ СВОБОДНОЙ ЗЕМЛИ

– Тимур Нусретович, как Вам удается избегать третьей смены при количестве учеников, превышающем нормативы в два раза?

– Я боюсь, что придется нам вводить третью смену, хотя мы стараемся этого не делать. Сегодня у нас 4-х классов – 12, 1-х – 14, в следующем году будет 15…

Детей мы обязаны принимать, но я не хочу, чтобы в классе было по 40-45 человек, самое большее – 32-34. Мы разрабатываем скользящий график, переоборудываем дополнительные помещения в кабинеты. Например, сделали класс из учительской, музея. Стоит вопрос о перепрофилировании библиотеки.

Раньше в подвале школы находился гардероб, но сейчас он залит водой. Был когда-то коллектор, который собирал и уводил эту подземную воду, но на нем сегодня стоит многоэтажка.

Мы планировали варианты по новому корпусу, и руководство города не возражает против строительства. Но для этого нам не хватает территории: по федеральным нормативам нужно не меньше двух гектаров свободной земли, у нас только полтора… Есть большое футбольное поле – территория, которой мы готовы пожертвовать, – можно соорудить мини-поле, но все равно не получается.

Искать землю неподалеку – ее нет, все застроено – поселок растет семимильными шагами. Думали снести старую школу и отстроить новую – а куда денутся более 3400 наших детей?

Мы обратились к депутатам Государственной Думы с просьбой пересмотреть нормативы для нашего строительства. Надеемся на понимание.

РЕБЯТА С ГОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ

– Вы когда-то были первым председателем первого Молодежного парламента при городском Собрании Махачкалы. Пригодился ли Вам полученный в ту пору опыт? Как и почему Вы пришли в школу?

– В то время Молодежный парламент был только при Народном Собрании Дагестана. Я был знаком со многими его членами, знал, как они работают.

Когда услышал, что в Махачкале формируется нечто подобное, не особо поверил, думал – так, для «галочки». Но поразмышлял, посоветовался с друзьями, а вдруг это, правда, хорошее дело? Подал документы, увидел много пришедших ребят с горящими глазами – энергичных, смелых, образованных.

У нас подобралась хорошая команда, со многими до сих пор встречаемся, поддерживаем отношения. Выборы председателя проходили честно и открыто: никаких рекомендаций от руководства не поступало. Я получил колоссальный опыт работы, который пригодился для дальнейшей жизни: научился общению с людьми, пониманию их проблем, освоил азы депутатской деятельности.

В ту пору я занимался бизнесом, имел свою рекламную компанию. Иногда проскакивала такая мысль: мы на земле не вечные, кому я могу передать все, что знаю и умею? Я окончил 42-ю школу, для меня она родная.

Обратился к предыдущему директору Асаду Магомедовичу (Омарову), говорю, что есть желание поработать в школе, зарплата мне не нужна, просто хочу работать.

Мне дали вести часы информатики. Основной упор в преподавании я делал на то, чтобы научить детей применять на практике те знания, которые получили в школе. По выходным обучал их бизнесу.

НЕНАВИСТНЫЙ ЕГЭ

– Что Вы думаете о советской системе образования?

– Россия – первая страна по грамотности именно академической. Мы знаем, что дважды два четыре, но как применить это, не понимаем. Сегодня мы живем в капиталистической стране, мне многое не нравится, но что делать? Образование перенимаем европейское, отказываясь от советского, хотя эта система всегда считалась одной из самых сильных.

Нужно постепенно внедрять в нее новшества, совершенствовать и развивать, находить во всем больше позитива.

Возьмем всеми ненавидимый ЕГЭ, я и здесь нахожу плюсы. Выпускники школ, имеющие настоящие знания, могут поступить в лучшие вузы страны. В мое время, когда я окончил школу на одни «пятерки», я не был нужен ни одному вузу республики без взятки.

Конечно, при сдаче ЕГЭ нельзя исключить элементы случайности, везения, но вместе со школой меняется и система экзамена. Я думаю, что по-любому или откажутся от него, или переформатируют как минимум тестовую часть, отдав предпочтение большей вариативности, там, где ребенок сможет раскрыть свои знания и навыки.

ГДЕ ДЕНЬГИ БРАТЬ?

– Вы по-прежнему занимаетесь бизнесом? Кем ощущаете себя больше – педагогом или бизнесменом?

Можно сказать, я на стыке: в школе работаю по призванию, для души. В бизнесе зарабатываю деньги, чтобы вкладывать по возможности в школу. У меня регистрация объектов интеллектуальной собственности, занимаюсь в свободное от основной работы время. Благо все можно сделать на ноутбуке.

Детей у нас больше, чем положено, поэтому нужно постоянно вкладываться в ремонт. Один класс я оборудовал так, как по-моему мнению должен выглядеть образцовый кабинет. Вложил собственных денег около 100 тысяч.

Я стараюсь внедрять у нас все самое интересное, что нахожу в интернете, в московских школах, за границей. На все нужны средства.

На хозяйственные нужды – мыло, салфетки выделяется всего 8 тысяч. У меня дома, где трое детей, и то больше уходит. Приходится докладывать свои.

 

Можно сказать, я на стыке: в школе работаю по призванию, для души. В бизнесе зарабатываю деньги, чтобы вкладывать по возможности в школу.

 

На недавней встрече с победителями конкурса «Лидеры России» наша команда защищала проект о способах зарабатывания средств при помощи дополнительного образования. Мы придумали создать сайт-навигатор, на котором были бы отражены все возможности дополнительного обучения рядом с тем ребенком, который интересуется определенным направлением.

Причем именно школа должна становиться опорной точкой системы дополнительного образования. В нашей школе планируем создать компьютерные курсы, кройки, шитья. Сейчас готовим документы на грант, чтобы приобрести комплект для кабинета робототехники.

Запросы от родителей на дополнительное образование поступают, они готовы платить. Конечно, есть семьи многодетные, неплатежеспособные. Разумеется, ущемлять детей из таких семей мы не собираемся. Нужно продумать и выстроить систему так, чтобы дети из бедных семей также могли получить дополнительное образование бесплатно.

– Как обстоят дела с горячим питанием для детей младших классов?

Опять-таки… Закон о горячем питании приняли, но он не обеспечен материальной базой. Оборудования в школах нет! Не было у нас глубоких тарелок, из 6 конфорок, на которых готовится еда, работают только две. Мы стараемся накормить детей, как надо. Наши повара на работе с 5 утра, чтобы успеть все приготовить. Как выходим из положения?

Магазин «Киргу» нам подарил тысячу тарелок и тысячу стаканов, у нас с ними хорошие отношения. Они многим помогают. Я считаю необходимым налаживание отношений между государством, бизнесом и социальными объектами. Бизнесмены готовы помогать школам, но зачастую не знают, чем.

У нас в столовой нет подходящей объемной емкости для чая и компота. Я поискал, нашел людей, которые продают самовары. Когда они узнали, что нужно для школы, говорят: – Подожди, мы тебе закажем в Турции по себестоимости.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

– Какая работа проводится по профориентации?

– У нас трудятся три психолога: один в начальной школе и двое в старших классах. Они работают в трех направлениях: с детьми девиантного поведения, способными на асоциальные поступки; по самой профориентации и с учителями по проблемам эмоционального выгорания. Психологи проводят тестирование в старших классах с целью выявления способностей и наклонностей школьников к определенному виду деятельности. Эти рекомендации они дают родителям.

Хотя, честно говоря, родители не особо прислушиваются к рекомендациям. У них свои понятия о будущем детей.

Но не всегда. Так, у нас пять пятых классов имеют направления инженерное, медицинское, юридическое, экономическое, лингвистическое. Классы сформированы по рекомендациям психологов и желанию родителей. Есть два десятых класса с медицинским и юридическим направлениями.

В классе с юридическим направлением мы ввели дополнительный урок – криминалистику, его ведет действующий сотрудник полиции. В медицинском классе упор делаем на предмет естествознание и так далее.

– У вас имеются классы с углубленным изучением отдельных предметов, почему вы до сих пор не получили статус гимназии?

– Мы работаем над этим, думаю, в скором времени вопрос будет решен.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Меликову показали аварийную школу в одном из сел Дагестана

Врио главы Дагестана Сергей Меликов осмотрел находящееся в аварийном состоянии здание средней школы села Усухчай — райцентра Докузпаринского района....

В Махачкале появится новый сквер на ул. Каримова

Новый сквер появится в 2021 году на улице Каримова в Махачкале. Об этом на своей странице в Instagram сообщил...

Инвестор намерен построить в Дагестане завод по производству соков и пюре за 2,4 млрд рублей

Инвестор планирует построить в Дагестанских Огнях завод по производству концентрированных соков, пюре и нектаров. Вложить в реализацию проекта планируется...

В Махачкале произведут перерасчет платежей за воду

Мэр Махачкалы Салман Дадаев распорядился произвести перерасчет платежей за воду за период в середине марта, когда в городе произошло...

Меликов отчитался о своих доходах за 2020 год

Задекларированный доход врио главы Дагестана Сергея Меликова за 2020 год составил 4,9 млн рублей, его супруги — 793 тыс....

Меликов совершит вояж по городам и районам Дагестана

Врио главы Дагестана Сергей Меликов в процессе подготовки к «прямой линии» с жителями республики посетит ряд городов и районов региона,...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам