2021 год назван в России годом науки и технологий. В рамках национального проекта «Образование» и стратегической инициативы «Новая модель дополнительного образования детей» был запущен проект создания сети детских технопарков «Кванториум».
В новом учебном году в 48 субъектах Российской Федерации начнут работу первые детские технопарки «Кванториум» и на базе общеобразовательных организаций.
Среди них самый первый откроется в махачкалинской школе №61.
Какова его роль в системе дополнительного образования? Как изменится учебный процесс? Об этом наша беседа с директором школы Кайтмазом Дибировым.
КВАНТОРИУМ
– Кайтмаз Омарович, почему для Кванториума выбрана ваша школа?
– Школа №61 была открыта в 2018 году, это одно из самых современных образовательных учреждений города. Для детей созданы все условия – просторные кабинеты, спортзал, актовый зал, футбольное поле.
Сегодня у нас обучаются около 1 300 учеников, трудятся 129 сотрудников, из них 86 педагогов.
Я всегда хотел, чтобы дети занимались еще и во внеурочное время, что было бы полезно для их развития. Когда узнал о проекте «Кванториум», подготовил необходимые документы и обратился в Министерство образования и науки РД.
Это было в декабре 2020 года. Технопарк Кванториум создается на базе существующих кабинетов на первом этаже, которые будут укомплектованы самым современным оборудованием.
Технопарк необходим для всестороннего развития в условиях современного мира, когда развиваются все технологии. Он будет работать в шести направлениях: физика, химия, биология, хайтек, программирование, энерджи. Занятия по предметам будут проводиться в этих кабинетах. После уроков будет функционировать Кванториум.
Хочу отметить еще одно новшество в новом учебном году по линии дополнительного образования: по проекту «Успех каждого ребенка» открывается еще 4 направления – агротехнология, туристско-краеведческое, футбол и лидер школьного движения.
Агротехнологию планируем развивать совместно с Агротехническим колледжем. Футбольное поле свободно после обеда, для туристско-краеведческого движения приспособим спортзал и т.д.
Я еще не упомянул о робототехнике – и в этом направлении тоже будем работать.
– Вы уже подобрали специалистов, которые будут трудиться с детьми по новым направлениям?
– Да. Нам выделили 17 штатных единиц для этих целей. 13 для Кванториума и 4 для проекта «Успех каждого ребенка».
Золотая середина
– Сотрудничаете ли вы с Центром дополнительного образования детей?
– Педагоги Центра ведут у нас хореографию, швейное дело и кружок «юные исследователи».
– Сегодня много внимания уделяется дополнительному образованию. Существует ли опасность крена в одну сторону? Все-таки главное в школе – это обучение…
– Думаю, перегибов быть не должно. Многое зависит от составления программы общеобразовательной по основным предметам и дополнительному обучению.
Я уже говорил о том, что занятия по физике, химии, биологии будут проходить в кабинетах Кванториума. То есть в данной ситуации современное оборудование технопарка будет служить дополнением к изучению основных предметов.
Многое зависит от цели, которую ставит ученик. Если он хочет поступить в политех, то упор будет делать на физику и математику, если в медицинский – тут пригодятся биология и химия.
Предметы, необходимые для продолжения учебы в вузе, будут изучаться на основных занятиях и углубляться на дополнительных.
Для гуманитарных наук тоже созданы все условия. Кабинеты оборудованы интерактивными досками, имеются материалы на электро-цифровых носителях и т.д.
ВОСПИТАНИЕ
– Система образования держится сегодня на «трех китах» – обучение, дополнительное образование и воспитание. Как вы воспитываете своих учеников?
– В этом учебном году вводится совершенно новая программа воспитания. Предполагается даже должность советника по воспитательной работе. Подходы к воспитательной работе будут меняться.
Основной упор делается на патриотическое воспитание и уважение к старшим. Необходимо также снизить агрессивность в молодежной среде, уменьшить тревожность, научить снимать стресс перед экзаменом.
Программа модульная – для классного руководителя, для родителей. Всего 6 модулей, все расписано и конкретизировано для каждой школы.
– Понятно, что без участия родителей воспитательный процесс немыслим. Как вы работаете с родителями?
– В общении с родителями существуют два варианта: либо претензии, либо поддержка. Больше поддержка. Приходят часто в мой кабинет, советуются, куда лучше определить ребенка. Это то, что касается дополнительного образования.
Здесь тоже нужно как-то соблюсти разумную грань. Что хотят родители, не всегда хочет ребенок. Или, допустим, у него нет способностей к выбранному матерью или отцом занятию.
Это довольно-таки щепетильный момент. Мы должны провести социально-психологическое анкетирование для ребят и родителей в каждом классе, найти общий знаменатель в желаниях обеих сторон.
Вопросы пока не определили, но, думаю, за этим дело не станет.
– Конечно, нельзя что-то делать по принуждению. Но если не хочется, а надо?
– Нужно заинтересовать ребенка, чтобы ему стало интересно заниматься чем-то полезным.
– Кстати, охотно ли посещают школьники уроки родных языков?
– В нашей школе ведется преподавание шести национальных языков: аварского, даргинского, кумыкского, табасаранского, лезгинского и лакского.
С каждым годом желающих изучать родные языки становится больше. На эти занятия детей записывают их родители. Наша задача – объяснить ребенку важность изучения языка, сделать так, чтобы он посещал уроки с удовольствием.
Язык – основа, которая идентифицирует человека в государстве. Нужно показать детям красоту и самобытность языка, его уникальность. Мы проводим олимпиады и конкурсы по родным языкам, где ребята читают стихи, поют песни.
По каждому направлению устраиваем праздники – день аварского языка, кумыкского и т.д. Педагоги приходят в национальной одежде, мальчики надевают папахи.
А на День родных языков, который отмечается весной, приглашаем писателей и поэтов, певцов и музыкантов, которые выступают перед детской аудиторией.
Такими мероприятиями мы прививаем школьникам интерес к изучению родных языков. В нашей библиотеке имеется так называемый Уголок родных языков с книгами, журналами, газетами.
– Хотели бы вы поменять статус вашей школы?
– Да, я думал об этом. Нам подошел бы статус лицея или центра образования.
Наталья БУЧЕНКО