Как проходит обучение в единственной школе республики с инклюзивным образованием
– А какие бывают сказки? – спрашивает учительница.
– Волшебные! – отвечает девочка за первой партой.
– А еще?
– Бытовые!
– И? Ну же ребята, когда речь идет о лисичках, зайчатах, медвежатах, то…
– О животных, – не спеша говорит мальчик.
Это урок литературы в пятом специальном классе в Махачкалинской гимназии №4. И если не замечать, что ребенок сидит в инвалидном кресле, складывается впечатление, что идет самый обычный урок. Гимназия №4 – единственная в республике с инклюзивным образованием.
Развернувшиеся в свое время дискуссии «внедрять или не внедрять» инклюзивное образование в общеобразовательные школы выявили немало как сторонников, так и противников, аргументировавших свои доводы сложной спецификой работы с детьми с ограниченными возможностями, их слабыми способностями к учебе и, самое главное, непростым процессом адаптации с обычными детьми, которые, как правило, допускают насмешки, грубость по отношению к своим сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Опытные же педагоги-практики считали инклюзивное образование «учебной терапией», с помощью которой особенным ученикам будет легче адаптироваться в социуме и находить применение своим знаниям.
Гимназия №4 г. Махачкалы – одна из первых общеобразовательных школ в стране, где было организовано инклюзивное обучение детей. За 13 лет успешной работы педагоги внедряли многие современные практики, сегодня их опыт работы перенимают и в других субъектах страны.
СТИМУЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Первый этаж гимназии полностью оборудован и адаптирован для «особенных» детей. У входа в школу установлены пандус и кнопка вызова, коридоры по всему периметру школы оснащены стеновыми поручнями, установлен специализированный лифт. В классах специальные парты, стулья. Мебель расположена так, чтобы дети могли свободно перемещаться.
Впервые специализированные классы для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы создавались при поддержке детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» на Северном Кавказе при содействии Министерства образования и науки РД и Администрации Махачкалы. И в первый год работы функционировал только один класс, в котором учились всего пять учащихся. Со временем люди стали узнавать о программе, рассказывать друг другу, и желающих обучаться в школе со здоровыми сверстниками стало больше. А уже сегодня в школе детей с ОВЗ обучается более 70 человек.
– Многие из ребят передвигаются на инвалидных креслах. Учащихся привозят и увозят на школьном автобусе. А были и такие случаи, когда к нам на обучение приезжали из Северной Осетии. Родители, конечно, хотят, чтобы их ребенок получал инклюзивное образование, потому что в первую очередь речь идет об их адаптации. А в этом году у нас девять первоклашек, – рассказывает завуч по учебной работе Нияра Солатанова. – Желающих больше, но мест, к сожалению, не хватает. И хотелось бы открыть еще и комнату отдыха для детей.
Огромное желание особенных детей быть понятыми и принятыми среди обычных сверстников прибавляет стимула в работе педагогов. Это важно для всех. И, наблюдая за тем, как внимательно школьники относятся к особенным детям, стараясь помочь, поддержать, совместно участвуют во всех школьных мероприятиях, понимаешь – вот он пример социальной адаптации на деле, о которой так часто говорят, но так тяжело увидеть в обычной жизни.
ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ!
И если в первый год обучения педагогам приходилось тяжело в работе, они находились в постоянном поиске новых методик, применяли их на практике и сильно радовались, когда видели первые успехи. Сегодня уже можно гордиться достигнутыми результатами и утверждать, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут на равных обучаться со своими сверстниками. И после окончания девяти классов либо перейти в десятый класс за парты со здоровыми сверстниками, либо поступить в колледж. Успехи ребят – особая гордость педагогов.
На международном конкурсе «Лисенок» среди младших классов за звание самого умного, сильного, талантливого Исмаил стал лучшим в номинации «окружающий мир», Мавлет завоевал второе место по русскому языку.
– А я! А я! – тянет руку вверх Мухаммад, выпрыгивая из-за парты, – а я занял третье место!
Это он так пошутил. Его награды еще впереди. Исмаил, Мавлет и Мухаммад – лучшие друзья и всегда стараются друг другу помочь, но и без ссор не обходится.
– Наши дети очень старательные и талантливые. Обучаются дети с ДЦП, но с сохраненным интеллектом, – говорит классный руководитель Зада Ибрагимова.
А тем временем шестиклассники слушают басни в аудиоисполнении артистов, потом начнется «разбор полетов», в классе поднимется шум, потому что для каждого из ученика важно быть услышанным, важно получить одобрение и «пять» за урок от Хадижат Курбановой. И, да, надо не просто понять мораль басни, но и изобразить услышанное в рисунках. Фантазия приветствуется.
По мнению педагогов, трудности возникают в первое время обучения. Дети могут быть замкнуты и не уверены в себе. Спустя короткое время их не узнать.
Дети обучаются по общеобразовательной программе и времени на закрепление одной темы отводится столько же, отличие только в том, что в инклюзивном классе могут обучаться не более десяти рябят и в каждом классе, помимо классного руководителя, есть еще и тьютер. Без него на уроке не обойтись. Он же помогает ребятам с уроками, сопровождает в столовую, в кабинет лечебной физкультуры и если ученику необходимо выйти во время урока.
Помимо образовательного процесса, дети занимаются и лечебной гимнастикой. Летом школе подарили специальный тренажер. Напомним, в ходе прямого эфира врио Главы РД Сергея Меликова учителя попросили помочь оборудовать кабинет лечебной физкультуры. Тогда глава региона поручил руководству Минобрнауки РД обеспечить школу необходимым оборудованием.
Кабинет ЛФК дети посещают с удовольствием! Знакомьтесь, Мавлет! У него самая очаровательная улыбка, только вот краски на лице сгущаются от комплимента. А когда дело доходит до подтягивания на шведской стенке – сразу делается серьезным и сосредоточенным.
Даниялу из 7-го класса больше всего нравится массажное кресло и уроки физкультуры, он футбольный вратарь. Поэтому всегда старается поддерживать здоровье, «чтобы гол не пропустить!» Пожелаем ребятам удачи и как можно больше голов забивать в жизни!
Камила ГАСАНОВА