Учебная терапия

Как проходит обучение в единственной школе республики с инклюзивным образованием

– А какие бывают сказки? – спрашивает учительница.

– Волшебные! – отвечает девочка за первой партой.

– А еще?

– Бытовые!

– И? Ну же ребята, когда речь идет о лисичках, зайчатах, медвежатах, то…

– О животных, – не спеша говорит мальчик.

Это урок литературы в пятом специальном классе в Махачкалинской гимназии №4. И если не замечать, что ребенок сидит в инвалидном кресле, складывается впечатление, что идет самый обычный урок. Гимназия №4 – единственная в республике с инклюзивным образованием.

Развернувшиеся в свое время дискуссии «внедрять или не внедрять» инклюзивное образование в общеобразовательные школы выявили немало как сторонников, так и противников, аргументировавших свои доводы сложной спецификой работы с детьми с ограниченными возможностями, их слабыми способностями к учебе и, самое главное, непростым процессом адаптации с обычными детьми, которые, как правило, допускают насмешки, грубость по отношению к своим сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Опытные же педагоги-практики считали инклюзивное образование «учебной терапией», с помощью которой особенным ученикам будет легче адаптироваться в социуме и находить применение своим знаниям.

Гимназия №4 г. Махачкалы – одна из первых общеобразовательных школ в стране, где было организовано инклюзивное обучение детей. За 13 лет успешной работы педагоги внедряли многие современные практики, сегодня их опыт работы перенимают и в других субъектах страны.

 

СТИМУЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Первый этаж гимназии полностью оборудован и адаптирован для «особенных» детей. У входа в школу установлены пандус и кнопка вызова, коридоры по всему периметру школы оснащены стеновыми поручнями, установлен специализированный лифт. В классах специальные парты, стулья. Мебель расположена так, чтобы дети могли свободно перемещаться.

Впервые специализированные классы для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы создавались при поддержке детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» на Северном Кавказе при содействии Министерства образования и науки РД и Администрации Махачкалы. И в первый год работы функционировал только один класс, в котором учились всего пять учащихся. Со временем люди стали узнавать о программе, рассказывать друг другу, и желающих обучаться в школе со здоровыми сверстниками стало больше. А уже сегодня в школе детей с ОВЗ обучается более 70 человек.

Многие из ребят передвигаются на инвалидных креслах. Учащихся привозят и увозят на школьном автобусе. А были и такие случаи, когда к нам на обучение приезжали из Северной Осетии. Родители, конечно, хотят, чтобы их ребенок получал инклюзивное образование, потому что в первую очередь речь идет об их адаптации. А в этом году у нас девять первоклашек, – рассказывает завуч по учебной работе Нияра Солатанова. – Желающих больше, но мест, к сожалению, не хватает. И хотелось бы открыть еще и комнату отдыха для детей.

Огромное желание особенных детей быть понятыми и принятыми среди обычных сверстников прибавляет стимула в работе педагогов. Это важно для всех. И, наблюдая за тем, как внимательно школьники относятся к особенным детям, стараясь помочь, поддержать, совместно участвуют во всех школьных мероприятиях, понимаешь – вот он пример социальной адаптации на деле, о которой так часто говорят, но так тяжело увидеть в обычной жизни.

 

ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ!

И если в первый год обучения педагогам приходилось тяжело в работе, они находились в постоянном поиске новых методик, применяли их на практике и сильно радовались, когда видели первые успехи. Сегодня уже можно гордиться достигнутыми результатами и утверждать, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут на равных обучаться со своими сверстниками. И после окончания девяти классов либо перейти в десятый класс за парты со здоровыми сверстниками, либо поступить в колледж. Успехи ребят – особая гордость педагогов.

На международном конкурсе «Лисенок» среди младших классов за звание самого умного, сильного, талантливого Исмаил стал лучшим в номинации «окружающий мир», Мавлет завоевал второе место по русскому языку.

– А я! А я! – тянет руку вверх Мухаммад, выпрыгивая из-за парты, – а я занял третье место!

Это он так пошутил. Его награды еще впереди. Исмаил, Мавлет и Мухаммад – лучшие друзья и всегда стараются друг другу помочь, но и без ссор не обходится.

– Наши дети очень старательные и талантливые. Обучаются дети с ДЦП, но с сохраненным интеллектом, – говорит классный руководитель Зада Ибрагимова.

А тем временем шестиклассники слушают басни в аудиоисполнении артистов, потом начнется «разбор полетов», в классе поднимется шум, потому что для каждого из ученика важно быть услышанным, важно получить одобрение и «пять» за урок от Хадижат Курбановой. И, да, надо не просто понять мораль басни, но и изобразить услышанное в рисунках. Фантазия приветствуется.

По мнению педагогов, трудности возникают в первое время обучения. Дети могут быть замкнуты и не уверены в себе. Спустя короткое время их не узнать.

Дети обучаются по общеобразовательной программе и времени на закрепление одной темы отводится столько же, отличие только в том, что в инклюзивном классе могут обучаться не более десяти рябят и в каждом классе, помимо классного руководителя, есть еще и тьютер. Без него на уроке не обойтись. Он же помогает ребятам с уроками, сопровождает в столовую, в кабинет лечебной физкультуры и если ученику необходимо выйти во время урока.

Помимо образовательного процесса, дети занимаются и лечебной гимнастикой. Летом школе подарили специальный тренажер. Напомним, в ходе прямого эфира врио Главы РД Сергея Меликова учителя попросили помочь оборудовать кабинет лечебной физкультуры. Тогда глава региона поручил руководству Минобрнауки РД обеспечить школу необходимым оборудованием.

Кабинет ЛФК дети посещают с удовольствием! Знакомьтесь, Мавлет! У него самая очаровательная улыбка, только вот краски на лице сгущаются от комплимента. А когда дело доходит до подтягивания на шведской стенке – сразу делается серьезным и сосредоточенным.

Даниялу из 7-го класса больше всего нравится массажное кресло и уроки физкультуры, он футбольный вратарь. Поэтому всегда старается поддерживать здоровье, «чтобы гол не пропустить!» Пожелаем ребятам удачи и как можно больше голов забивать в жизни!

Камила ГАСАНОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

По подозрению в мошенничестве задержан руководитель Клиентской службы районного отделения Социального фонда РФ по Республике Дагестан

В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту мошеннических действий при оформлении страховых пенсий жителям республики, по ч. 4...

Дагестанцы все чаще стали использовать маркетплейсы

За год количество дата-трафика, оставленного жителями региона на торговых площадках, увеличилось на 26%. Среднее время проведенное в мобильном шопинге...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта Памяти»

25 апреля в столице Дагестана состоялась традиционная масштабная  патриотическая акция «Вахта Памяти», которая приурочена к 79-ой годовщине Победы в...

В Махачкале на улице Бамматова ремонтируют дорогу

В текущем году в рамках реализации программы «Мой Дагестан – мои дороги» ведется капремонт дорожного полотна на 22 улицах...
spot_imgspot_img

Мэрия Махачкала прокомментировала ситуацию с демонстрацией страшных кадров школьникам в планетарии

Мэрия столицы Дагестана дала свои комментарии касательно распространяемого в социальных сетях видео, на котором учащимся школы №17 демонстрируют кадры...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале на 25 апреля

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам