В 2017 году на базе Дагестанского педагогического университета был создан Институт довузовского и дополнительного образования. В августе этого года он получил название «Институт непрерывного педагогического образования».
Чем занимается институт? Насколько важна непрерывность образования при подготовке учителя? Об этом наш разговор с его директором Магомедом Хайбулаевым.
Справка «МИ»: Магомед Хайбулаев – кандидат педагогических наук, профессор. Окончил Ростовский государственный педагогический институт, работал учителем в школе №4 Махачкалы, научным сотрудником Ростовского государственного университета, заведующим кафедрой ДГПУ, директором Инженерно-педагогического института ДГПУ.
Награжден орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан», медалью «20 лет Победы над фашистской Германией», Грамотой Верховного Совета ДАССР. Он – заслуженный учитель Дагестана, заслуженный работник высшей школы.
Член Общественной палаты Республики Дагестан.
ПРЕЕМСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
– Магомед Хайбулаевич, почему сегодня встал вопрос о непрерывном образовании при подготовке учителя?
– Сегодня школьное образование, в колледжах, вузе, послевузовское связываются в единый преемственный процесс. Это не только наша придумка, вся страна переходит на непрерывный процесс обучения.
Более того, Министерство просвещения РФ настаивает на том, что сегодня подготовка к педагогической профессии должна начинаться в школе: директивно рассылаются материалы и рекомендации открыть в школах предпрофильные и профильные классы психолого-педагогической направленности.
Мы уже определили четыре школы, где с декабря откроются такие классы. Это такие образовательные учреждения, как махачкалинские школы №56 и №9, бабаюртовская школа-интернат и гунибская школа. Надеемся со временем охватить все районы республики.
Мы рассчитываем на то, что это будет одним из направлений подготовки старшеклассников к профессиональной деятельности.
Сегодня кто приходит после школы к нам? Зачастую у абитуриентов нет должной мотивации, у них низкий балл по итогам ЕГЭ. Проходной балл в среднем по стране должен быть не ниже 60. Впервые в этом году мы добились результатов 60,6 балла среди поступивших. До этого все эти годы баллы поступающих были на уровне 50.
– Каким Вы видите сотрудничество с педагогическими колледжами?
– Здесь возникает важный вопрос: программу вуза и колледжа необходимо сделать преемственно связанными, чтобы они состыковались. Тогда выпускников колледжей можно будет принимать на ускоренную форму обучения, можно даже сократить один год.
Наша инициатива поддержана Министерством образования и науки РД. В первую очередь будем сотрудничать с государственными педколледжами – их 5, не исключено, что и с частными – их 3.
УЧИТЕЛЬ В ШКОЛЕ
– Как Вы работаете с выпускниками вуза, которые уже пришли в школу?
– Нас очень волнует эта тема. Куда пришел учитель, приживется ли он в школе, как проходит его адаптация? Как ему помочь? Может, организовать дополнительные возможности для работы в школе?
Нужна форма работы, которая продолжилась бы после окончания вуза, тем более что каждые 3 года педагог обязан пройти повышение квалификации. Нужно увязать работу с выпускниками с повышением квалификации, с ознакомлением, что происходит в образовании.
– Насколько известно, повышением квалификации педагогов занимается Дагестанский институт развития образования. Что Вы можете сделать в этом направлении?
– В Институте непрерывного педагогического образования есть отдел дополнительного образования, который реализует две программы: повышение квалификации работающих учителей и профессиональную переподготовку. Допустим, пришел в школу учитель с дипломом физика, а там нет математика. Что делать? Надо пройти переподготовку, и в этом мы поможем.
Меня волнует такая проблема: откроешь Интернет, а там россыпь предложений по переподготовке на любую тему. Такая ситуация не приводит к улучшению качества преподавания, так как зачастую этим занимаются непрофессионалы.
У нас бывают разные гранты, конкурсы, которые проводят разные ведомства и министерства. И если мы в них участвуем, можем выиграть что-то для себя.
Скажем, как-то ФСБ проводила конкурс по подготовке специалистов по управлению персоналом. Конкурс мы выиграли, больше 100 человек прошли у нас обучение.
Есть и другая сторона нашей деятельности. В педуниверситете трудятся около 700 сотрудников, педагогов среди них около 400, которые тоже должны повышать свою квалификацию.
Ежегодно около 150 преподавателей проходят через эту систему. В прошлом году организовали повышение квалификации для библиотекарей, сегодня думаем поработать с сотрудниками отдела кадров, управления делами, там тоже много вопросов возникает.
Помимо чисто профессиональных вопросов, мы, согласно закону «Об образовании», организовали курсы для преподавателей и сотрудников по оказанию первой доврачебной помощи. Так что у нас достаточно насыщенная жизнь.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Вы говорили о дополнительном профессиональном образовании для взрослых. А что можете сделать для детей таким образом, чтобы дополнительное образование стало элементом воспитания?
– У нас есть спортивные кружки, технические, художественные на соответствующих факультетах, куда можем пригласить детей. Воспитание в виде нотаций и наставлений неэффективно. Сама деятельность должна воспитывать человека. Многое зависит от мотивации ребенка и от того, кто с ним занимается.
В декабре мы намерены открыть технопарк на факультете математики, физики и информатики. Сегодня там идут строительно-монтажные работы. Технопарк станет центром профориентации и ознакомления для всех желающих: будет свободный доступ для школьников. Хотим создать группы детей, которые готовились бы к поступлению в наш вуз.
Параллельно планируем использовать этот центр для повышения квалификации педагогов и обучения студентов. Собираемся туда переместить практические занятия для биологов, химиков и студентов технолого-экономического факультета.
Как видите, планов громадье, а как будет в итоге? Я надеюсь, что все получится.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА
– В Общественной палате РД Вы возглавляете Комиссию по образованию, культуре, молодежной политике, туризму и спорту. Чем занимается Комиссия в сфере образования?
– Мы, члены Общественной палаты, рассматриваем себя как некий буфер между государством и обществом. Стараемся решить накопившиеся проблемы.
Например, одна из тем, которой мы занимались, бесплатное горячее питание в школе для учеников 1-4-х классов. С некоторого времени на одного ребенка вместо 16 рублей выделяется 63. Это увеличение требует наличия помещения столовой, штат поваров, поставку продуктов.
Мы решили мониторить, что вообще в школах происходит, где и как организовано горячее питание? Свои рекомендации дали правительству республики.
Минэкономики РД готовит проекты-модули для питания детей. Они разные и рассчитаны на различное количество учеников в школе – на 100, 200 человек и т.д.
Министерству ЖКХ РД даны поручения для реализации этих проектов, Минфин РД выделит на это деньги, и до 2023 года эта проблема должна быть решена.
Сейчас планируем отследить, что сделано за этот год. Возникает и такая проблема: малышей покормят, а что делать ученикам постарше? Бежать в магазин и покупать бесполезные чипсы? Видимо, нужны буфеты, а это уже предпринимательство, хозяйственная деятельность.
Еще такой вопрос – поставка продуктов в школу. Если монополизировать этот процесс, могут возникнуть злоупотребления. Мы рекомендуем создать межрайонные центры по централизованным поставкам продуктов.
В ноябре планируем вернуться к этим вопросам.
Наталья БУЧЕНКО