Учитель, учитель… Профессии нет добрей!

В 2017 году на базе Дагестанского педагогического университета был создан Институт довузовского и дополнительного образования. В августе этого года он получил название «Институт непрерывного педагогического образования».

Чем занимается институт? Насколько важна непрерывность образования при подготовке учителя? Об этом наш разговор с его директором Магомедом Хайбулаевым.

Справка «МИ»: Магомед Хайбулаев – кандидат педагогических наук, профессор. Окончил Ростовский государственный педагогический институт, работал учителем в школе №4 Махачкалы, научным сотрудником Ростовского государственного университета, заведующим кафедрой ДГПУ, директором Инженерно-педагогического института ДГПУ.

Награжден орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан», медалью «20 лет Победы над фашистской Германией», Грамотой Верховного Совета ДАССР. Он – заслуженный учитель Дагестана, заслуженный работник высшей школы.

Член Общественной палаты Республики Дагестан.

 

 

ПРЕЕМСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

– Магомед Хайбулаевич, почему сегодня встал вопрос о непрерывном образовании при подготовке учителя?

– Сегодня школьное образование, в колледжах, вузе, послевузовское связываются в единый преемственный процесс. Это не только наша придумка, вся страна переходит на непрерывный процесс обучения.

Более того, Министерство просвещения РФ настаивает на том, что сегодня подготовка к педагогической профессии должна начинаться в школе: директивно рассылаются материалы и рекомендации открыть в школах предпрофильные и профильные классы психолого-педагогической направленности.

Мы уже определили четыре школы, где с декабря откроются такие классы. Это такие образовательные учреждения, как махачкалинские школы №56 и №9, бабаюртовская школа-интернат и гунибская школа. Надеемся со временем охватить все районы республики.

Мы рассчитываем на то, что это будет одним из направлений подготовки старшеклассников к профессиональной деятельности.

Сегодня кто приходит после школы к нам? Зачастую у абитуриентов нет должной мотивации, у них низкий балл по итогам ЕГЭ. Проходной балл в среднем по стране должен быть не ниже 60. Впервые в этом году мы добились результатов 60,6 балла среди поступивших. До этого все эти годы баллы поступающих были на уровне 50.

– Каким Вы видите сотрудничество с педагогическими колледжами?

– Здесь возникает важный вопрос: программу вуза и колледжа необходимо сделать преемственно связанными, чтобы они состыковались. Тогда выпускников колледжей можно будет принимать на ускоренную форму обучения, можно даже сократить один год.

Наша инициатива поддержана Министерством образования и науки РД. В первую очередь будем сотрудничать с государственными педколледжами – их 5, не исключено, что и с частными – их 3.

 

УЧИТЕЛЬ В ШКОЛЕ

– Как Вы работаете с выпускниками вуза, которые уже пришли в школу?

– Нас очень волнует эта тема. Куда пришел учитель, приживется ли он в школе, как проходит его адаптация? Как ему помочь? Может, организовать дополнительные возможности для работы в школе?

Нужна форма работы, которая продолжилась бы после окончания вуза, тем более что каждые 3 года педагог обязан пройти повышение квалификации. Нужно увязать работу с выпускниками с повышением квалификации, с ознакомлением, что происходит в образовании.

– Насколько известно, повышением квалификации педагогов занимается Дагестанский институт развития образования. Что Вы можете сделать в этом направлении?

– В Институте непрерывного педагогического образования есть отдел дополнительного образования, который реализует две программы: повышение квалификации работающих учителей и профессиональную переподготовку. Допустим, пришел в школу учитель с дипломом физика, а там нет математика. Что делать? Надо пройти переподготовку, и в этом мы поможем.

Меня волнует такая проблема: откроешь Интернет, а там россыпь предложений по переподготовке на любую тему. Такая ситуация не приводит к улучшению качества преподавания, так как зачастую этим занимаются непрофессионалы.

У нас бывают разные гранты, конкурсы, которые проводят разные ведомства и министерства. И если мы в них участвуем, можем выиграть что-то для себя.

Скажем, как-то ФСБ проводила конкурс по подготовке специалистов по управлению персоналом. Конкурс мы выиграли, больше 100 человек прошли у нас обучение.

Есть и другая сторона нашей деятельности. В педуниверситете трудятся около 700 сотрудников, педагогов среди них около 400, которые тоже должны повышать свою квалификацию.

Ежегодно около 150 преподавателей проходят через эту систему. В прошлом году организовали повышение квалификации для библиотекарей, сегодня думаем поработать с сотрудниками отдела кадров, управления делами, там тоже много вопросов возникает.

Помимо чисто профессиональных вопросов, мы, согласно закону «Об образовании», организовали курсы для преподавателей и сотрудников по оказанию первой доврачебной помощи. Так что у нас достаточно насыщенная жизнь.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– Вы говорили о дополнительном профессиональном образовании для взрослых. А что можете сделать для детей таким образом, чтобы дополнительное образование стало элементом воспитания?

– У нас есть спортивные кружки, технические, художественные на соответствующих факультетах, куда можем пригласить детей. Воспитание в виде нотаций и наставлений неэффективно. Сама деятельность должна воспитывать человека. Многое зависит от мотивации ребенка и от того, кто с ним занимается.

В декабре мы намерены открыть технопарк на факультете математики, физики и информатики. Сегодня там идут строительно-монтажные работы. Технопарк станет центром профориентации и ознакомления для всех желающих: будет свободный доступ для школьников. Хотим создать группы детей, которые готовились бы к поступлению в наш вуз.

Параллельно планируем использовать этот центр для повышения квалификации педагогов и обучения студентов. Собираемся туда переместить практические занятия для биологов, химиков и студентов технолого-экономического факультета.

Как видите, планов громадье, а как будет в итоге? Я надеюсь, что все получится.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА

– В Общественной палате РД Вы возглавляете Комиссию по образованию, культуре, молодежной политике, туризму и спорту. Чем занимается Комиссия в сфере образования?

– Мы, члены Общественной палаты, рассматриваем себя как некий буфер между государством и обществом. Стараемся решить накопившиеся проблемы.

Например, одна из тем, которой мы занимались, бесплатное горячее питание в школе для учеников 1-4-х классов. С некоторого времени на одного ребенка вместо 16 рублей выделяется 63. Это увеличение требует наличия помещения столовой, штат поваров, поставку продуктов.

Мы решили мониторить, что вообще в школах происходит, где и как организовано горячее питание? Свои рекомендации дали правительству республики.

Минэкономики РД готовит проекты-модули для питания детей. Они разные и рассчитаны на различное количество учеников в школе – на 100, 200 человек и т.д.

Министерству ЖКХ РД даны поручения для реализации этих проектов, Минфин РД выделит на это деньги, и до 2023 года эта проблема должна быть решена.

Сейчас планируем отследить, что сделано за этот год. Возникает и такая проблема: малышей покормят, а что делать ученикам постарше? Бежать в магазин и покупать бесполезные чипсы? Видимо, нужны буфеты, а это уже предпринимательство, хозяйственная деятельность.

Еще такой вопрос – поставка продуктов в школу. Если монополизировать этот процесс, могут возникнуть злоупотребления. Мы рекомендуем создать межрайонные центры по централизованным поставкам продуктов.

В ноябре планируем вернуться к этим вопросам.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В СИЗО в Махачкале пытались передать спрятанные в мыле телефоны

Сотрудники следственного изолятора № 1 в Махачкале пресекли попытку передать одному из заключенных крупную партию мобильных телефонов, сообщили в...

Спартакиада молодежи допризывного возраста прошла в Махачкале

Спартакиада молодежи Дагестана допризывного возраста состоялась на стадионе им. Елены Исинбаевой в Махачкале, сообщили в пресс-службе Минспорта республики. В программу...

Профессор из МГУ высоко оценил преображение Махачкалы

Известный ученый-правовед, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ...

Махачкалинский «Анжи» не получил лицензию РФС на следующий сезон

Махачкалинский футбольный клуб «Анжи» не получил лицензию Российского футбольного союза на участие в следующем сезоне Футбольной национальной лиги-II. Об...

Финтех Хаб Банка России и «РТК-Солар» провели в «Сириусе» образовательный интенсив для студентов по защите банковской инфраструктуры от киберугроз

С 12 по 20 мая в опорном центре Национального киберполигона на базе Научно-технологического университета «Сириус» прошел образовательный интенсив «Финансовая...

«Азбука интернета»: в вебинаре «Ростелекома» приняли участие представители 55 регионов России

«Ростелеком» провел вебинар для преподавателей и организаторов курсов, направленных на обучение пенсионеров компьютерной грамотности по программе «Азбука интернета». Для...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам