Трагедия прячется за буквой закона

В селе Домна Читинской области первоклассницу загрызли бездомные собаки. Трагедия привела к тому, что одни жители отправились на отстрел животных, другие на протестную акцию. Через два дня подобный случай произошел на Чукотке, где нападению подвергся мальчик. Какова же ситуация в этой сфере сегодня в нашем городе?

По данным Комитета по ветеринарии РД на территории Махачкалы сегодня обитает от 10 до 12 тысяч бродячих собак. С учетом статистических погрешностей эту цифру можно умножить в полтора раза. Получится, что бездомных собак у нас в городе не менее 15 тысяч и их количество продолжает расти.

Контролем за популяцией бездомных собак в Махачкале занимается созданное в 2017 году МУП «Питомец», имеющее возможности стерилизовать до 800 бродячих собак в месяц. И эта работа ведется, но отнюдь не на полную мощность. За все время работы предприятия процедурам кастрации и стерилизации подверглось порядка 10 тысяч обитающих в Махачкале бродячих собак, но проблему это не решило.

 

НЕДОСТАТОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Руководитель МУП «Питомец» Рашид Джанбатыров, с которым мы пообщались, ситуацию обрисовал следующим образом.

– Согласно законодательству, обращение с бездомными животными – это полномочия региональных властей. В свою очередь региональная власть вправе делегировать эти полномочия муниципалитетам. Так и было сделано в нашей республике. Для исполнения этих функций в Махачкале и было создано наше предприятие. Однако, делегируя полномочия, региональная власть обязана обеспечить финансирование их исполнения.

 

Делегируя полномочия, региональная власть обязана обеспечить финансирование их исполнения.

 

В таких условиях мы и работаем. Ежегодно администрация города запрашивает средства на отлов и стерилизацию бродячих животных у региональной власти. В меру полученного из республиканского бюджета финансирования мы эту работу исполняем. Проблема в том, что получаемое нами финансирование не позволяет охватить всех бродячих животных в городе.

Давайте разберемся, как складывалась ситуация в этой сфере. В 2018 году в Махачкале обитало около 5 000 особей. Администрация города запрашивала субвенции для единовременного охвата всех 5 000 особей, однако Комитетом по ветеринарии, который является уполномоченным по этой части органом республиканской власти, Махачкале были выделены средства всего на 1800 особей. Неудивительно, что уже в 2019 году в городе обитало около 7 000 особей.

Администрация города в 2019 году вновь запрашивала субвенции для единовременного охвата всех 7 000 особей, однако и в том году было выделено средств всего на 1 800 особей. Поэтому в 2020 году собак в городе стало уже 8 000 особей. Администрация города запрашивала в 2020 году субвенции для единовременного охвата всех 8 000 особей, однако ветеринарной службой были выделены средства лишь на 2 200 особей.

В результате на 2021 год в Махачкале уже обитало около 10 тысяч особей (на самом деле это запредельная для Махачкалы цифра). Администрация города запрашивала субвенции для единовременного охвата всех 10 000 особей, однако ветеринарной службой были выделены средства опять лишь на 2 200 особей. Да, каждый год выделяемые средства нами осваивались, работа велась, но какой результат?

Результат на самом деле плачевный. Вроде бы за четыре года работы городом было освоено на обращение с бродячими собаками порядка 50 млн рублей, однако популяция бродячих животных при этом наоборот лишь удвоилась. Однако если бы запрошенные городом в 2018 году средства были выделены республикой в полном объеме, то проблема безнадзорных собак в Махачкале была бы уже практически решена, при этом и бюджетных средств было бы затрачено вдвое меньше.

Имея необходимые сведения о количестве бродячих собак, обитающих в Махачкале, Комитет по ветеринарии РД нерационально распределял субвенции на их отлов, кастрацию, стерилизацию и выпуск на прежнее место обитания. Администрация Махачкалы неоднократно обращалась с ходатайством об увеличении субвенций, чтобы в течение одного года можно было единовременно охватить всех обитающих в городе собак, но получала ответ, что средств нет. Хотя при достаточном финансировании в 2018 году проведенная нами работа уже к 2020 году позволила бы сократить количество бродячих собак в городе до 3 000 особей.

 

НЕГДЕ ПРИЮТИТЬ

– Насколько я знаю, не все собаки после проведения процедур могут быть выпущены на волю.

– Верно. Часть собак подвержена различным заболеваниям, небольшая часть страдает бешенством. Такие животные должны быть временно или постоянно взяты на содержание (карантин), а это уже совершенно иного плана расходы. По самым скромным подсчетам на содержание питомника на 1 000 особей понадобится около 12-13 млн рублей ежегодно. Строительство самого питомника потребует еще около 40 млн рублей. Однако, ссылаясь на п. 4 ст. 5 Закона РД от 10 мая 2017 года №37 (согласно которому муниципалитеты получают возможность дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев), нам каждый год отказывали в средствах на строительство приюта. Городу предлагают изыскать эти средства самостоятельно, но где их взять при столь скудном бюджете?

С начала 2022 года, ссылаясь на все тот же пункт 4 ст. 5 Закона РД от 10 мая 2017 года №37, Комитет по ветеринарии РД фактически начал саботировать эту работу в Махачкале. Ведомство отказывается финансировать проведение данной работы, ссылаясь на отсутствие в городе приюта для бродячих собак. И делают они это, зная, что всего месяц простоя работы приводит к резкому увеличению как количества бродячих собак, так и количества нападений собак на горожан. Что это, если не саботаж, который неизбежно приведет к трагедии и в нашем городе?

– У вас вроде есть небольшой приют. Город его строил за свой счет?

– Это не приют, а помещения для временной изоляции отловленных для проведения стериализации животных. Мы не можем сразу же после операции выпускать животное на улицу, необходимо какое-то время для его восстановления. Для этого и созданы вольеры, в которых животные пребывают несколько дней после процедуры. Но это не приют, где животные содержатся годами и для этого созданы соответствующие условия.

В связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета для строительства приюта, в соответствии с все тем же п. 4 ст. 5 Закона РД от 10 мая 2017 года №37, в одном из помещений полуразрушенного загона, предназначенного для содержания КРС, нами дополнительно построены и используются в повседневной работе 22 групповых вольера. Но это вынужденная мера, позволяющая лишь временно содержать агрессивных животных. Городу нужен полноценный приют минимум на 1000 особей.

– Кто должен строить приют?

– Вопросом выделения денежных средств для строительства приюта должен заниматься Комитет по ветеринарии РД, так как все бюджетные средства в части обращения с животными проходят через данное учреждение, согласно п. 1 ст. 7 Закона РД от 10 мая 2017 года №37, который гласит, что «бюджетные средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций с распределением по муниципальным районам, городским округам и городскому округу с внутригородским делением. Порядок расходования указанных средств определяется Правительством Республики Дагестан».

 

Месяц простоя работы приводит к резкому увеличению как количества бродячих собак, так и количества нападений собак на горожан.

 

Однако в Комитете по ветеринарии ссылаются на отсутствие средств и пытаются переложить ответственность за создание приюта на сам муниципалитет. Но администрация города не имеет права закладывать на это средства, ведь это целевое финансирование, согласно Закону закрепленное за региональным органом власти.

– Стало быть, приюта для бездомных собак в Махачкале еще долго не будет?

– Ну, почему же, несмотря на полное отсутствие понимания в Комитете по ветеринарии РД положений Закона, Управлением ЖКХ г. Махачкалы подготовлена сметная документация по строительству приюта для бездомных собак на базе МУП «Питомец» вместимостью до 1000 особей общей расчетной стоимостью порядка 40 миллионов рублей. Вся документация направлена в правительство республики для выделения субвенций на строительство приюта. Будем добиваться финансирования из регионального бюджета.

Данный приют предлагается построить на территории МУП «Питомец», где у нас имеются два полуразрушенных здания, построенных ранее для содержания крупного рогатого скота. При должной реконструкции и переоборудовании они подходят для содержания бездомных собак.

 

ВПРАВЕ, НО НЕ ОБЯЗАНЫ…

Решив выяснить позицию региональных властей, мы связались с начальником отдела госветнадзора Комитета по ветеринарии РД Имамедином Самедовым.

– Имамедин Эшрефович, сколько денег выделяется на отлов, стерилизацию и кастрацию бездомных собак в Дагестане?

– Как и в прошлом году – 27,5 млн рублей.

– Какую численность бродячих собак позволяет охватить эта сумма?

– В 50 муниципалитетах около 24 000 особей, мы охватываем около 4 000 из них.

– Всего лишь?

– Ну а что делать, денег нет!

– В республике есть хоть один приют или строится?

– Приюта нет. И не строится.

– Почему?

Никто не хочет вкладываться.

– Подождите, разве ФЗ и республиканский закон не закрепляют это за вами?

– Нет, если вы внимательно почитаете закон, там написано, что мы вправе строить приюты, равно как и частные лица и муниципалитеты, но не обязаны это делать. Мы дважды обращались по этому поводу в Москву, чтобы в законе четко прописали, кто обязан строить приюты, пока ждем реакции.

 

P.S.

Формально Самедов прав. И федеральный закон, и республиканский гласит, что региональные власти вправе, но не обязаны строить приюты. Эту юридическую лазейку вероятно использовали власти и в Читинской области, и на Чукотке. Однако формализм приводит к печальным последствиям. Профильное дагестанское ведомство также использует пробелы в законодательстве, говоря о том, что решать нарастающую проблему содержания бродячих животных никто не обязан, но вправе каждый желающий. Но так ли все просто?

Что Федеральный закон 498-ФЗ, что Закон РД №37 однозначно закрепляют обязанности по составлению регламента, схемы работы, финансированию, контролю за расходованием средств, качеством и объемом выполненных работ за уполномоченным региональным органом власти. В данном случае это Комитет по ветеринарии РД. Муниципалитеты же выступают лишь в качестве конечных исполнителей, которым региональные власти делегировали часть своих полномочий, не обеспечив при этом их исполнение надлежащим финансированием.

Пока готовился данный материал, трагедия чуть не произошла в Дагестанских Огнях, к счастью, все обошлось без жертв. Однако уверенно можно сказать, что жертвы обязательно будут при таком отношении чиновников, это лишь вопрос времени.

Изучив положение дел, невольно задаешься вопросом о том, кто будет нести ответственность в случае трагедии, если все только вправе, но никто не обязан? Возложат всю вину на муниципалитеты? Или на работников предприятий, непосредственно исполняющих эту работу? Показательно накажут формально назначенного «козла отпущения» и продолжат работать по той же схеме, которая их ни к чему не обязывает?

Шамиль ЗУЛКАРНАЕВ

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...

В Махачкале прошло заседания правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

23 апреля в столице Дагестана состоялось расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований», которое было приурочено ко Дню местного...
spot_imgspot_img

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам