Президент России Владимир Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника. Сделано это «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность», подчеркнул Глава государства.
Что предполагает особый статус? Педагог сегодня – не только профессионал, дающий ученику сумму знаний, но и направляющий по правильному жизненному пути, определяющий разумные цели и задачи.
Общество ориентировано на духовное возрождение, и наставничество в школе призвано сыграть в этом процессе значительную роль.
О том, как конкретно организовано наставничество в школе №21 поселка Сулак, мы беседуем с директором Эльнорой Искаковой.
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК
– У нас две программы по наставничеству, – рассказывает Эльнора Забитовна, – первая была создана в 2021 году. Мы изучили все документы по теме, опыт других школ и решили начать работу у себя.
Составили Дорожную карту реализации программы «Учитель – ученик», которая названа «Путь к успеху». Определили цель – это раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого наставляемого.
К наставнику у нас особые требования. Это должен быть опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении личностного и профессионального результата.
Наставников выбрали из числа коллектива, подключили к работе психологов и социальных педагогов, и каждый учитель выбрал себе наставляемых.
Мы сформировали базу данных наставников и наставляемых, закрепили все документы приказами.
Наставник отслеживает успеваемость ученика, посещаемость занятий, встречается с его родителями. Такая работа ведется и по сей день.
Сегодня мы внедряем такие направления, как «ученик – ученик», когда ученикам младших классов, которым с трудом дается учеба, помогают ребята из старших классов.
Есть программа «учитель – учитель», когда более опытный педагог наставляет вновь прибывших. Конечно, такое бывало и раньше, но сегодня все закреплено в программе и дает хорошие результаты.
«МЫ ВМЕСТЕ»
– Эльнора Забитовна, что представляет собой вторая программа по наставничеству?
– Мы решили расширить возможности программы по наставничеству и охватить ею детей вне нашей школы. Договорились о сотрудничестве со Школой-интернатом для детей-сирот на ул. Лизы Чайкиной. Программу назвали «Мы вместе».
Я сама поехала в этот интернат и переговорила с директором. В этой ситуации наши ученики становились как бы наставниками для этих детей.
Общение между ребятами проходило во время мероприятий, которые мы организовывали. Первая наша встреча прошла в прошлом учебном году и была посвящена 8 Марта.
Мы провели много интересных конкурсов, причем не стали делить детей на своих и чужих. Наоборот, в каждой команде были дети из школы и из интерната. Встреча получилась очень теплой.
Затем мы решили взять шефство над так называемыми трудными учениками. Я связалась с психологом и социальным педагогом интерната. Они представили список детей, которые вызывали у них тревогу, и характеристику на каждого.
Я сама разговаривала с этими ребятами и решила провести мероприятие с мальчиками – нашими и из интерната.
Мы выбрали живописное место в поселке Сулак – там, где река впадает в Каспийское море. Приехали 20 мальчишек – в интернате имеется свой автобус.
У нас, должна признать, тоже есть ученики из группы риска, в любой школе такие имеются. Мы их тоже привели на мероприятие. 40 человек разделили на совместные 4 команды, и начались разнообразные конкурсы.
Вы бы видели, как горели глаза у ребят, как дружно они боролись за право стать победителями!
Последующие наши наблюдения за этими ребятами показали, что поведение у наших и детей из интерната стало лучше. То есть совместные мероприятия стали приносить пользу.
Проводили еще совместный брейн-ринг и экотурнир. К последнему мероприятию, экотурниру, привлекли Комитет по спорту и молодежной политике и Центр по туризму Администрации города Махачкалы.
По результатам конкурсов вручали ребятам грамоты, обедали все вместе. Было видно, что дети довольны: они обменивались телефонами, находили новых друзей.
Понимаете, в плане материальном у детей из интерната есть все: у нас очень щедрые люди, многие помогают. В плане моральном тоже вроде в порядке: все работники интерната для них как мама и папа. Но им не хватает круга общения со сверстниками. Мы стараемся помочь в этом.
– Как в дальнейшем планируете сотрудничать с интернатом?
– В настоящее время мы готовим совместный экотуристический проект. Сюда входят охрана Каспийского моря, защита его обитателей, в частности, тюленей. Проблема тюленей особо острая, их вылавливают браконьеры, тюлени исчезают.
Также в проект входит изучение флоры и фауны побережья Каспия и реки Сулак. Проект пока не готов, он в сыром виде, но скоро мы его разработаем, утвердим и начнем планово реализовывать.
БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ
– Участвуете ли вы в проекте «Билет в будущее»? Профориентация тоже входит в систему наставничества?
– «Билет в будущее» – это Всероссийская программа, которая помогает детям определиться с профессией. Предполагается полное погружение в специальность, а не просто тесты или анкеты.
Эту программу мы начали реализовывать в этом году. Сегодня ребенку трудно выбрать правильную профессию. Зачастую родители советуют «модные» специальности: юрист, экономист, бухгалтер.
Бывает так, что диплом о высшем образовании получен и лежит дома, а подготовленный специалист занимается совершенно другим делом.
Мы же даем информацию, что существует много других профессий, в которых можно реализовать себя и принести пользу обществу.
Детям и родителям этот проект очень нравится, он позволяет выявить скрытые таланты. В рамках программы «Билет в будущее» ученики 6-го «а» класса посетили исторический парк «Россия – моя история», где в ходе экскурсии детям рассказали о новых интересных профессиях.
Мероприятие завершилось посещением Центра опережающей профессиональной подготовки на базе Политехнического колледжа им. Р.Н. Ашуралиева, где наши школьники ознакомились с обучением некоторым профессиям на современном оборудовании.
Руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки РД – Инна Ходосова, с которой мы поддерживаем постоянную связь.
Есть и другие формы профориентации в самой школе, это различные кружки – шахматы, начальное техническое творчество, спортивно-оздоровительное направление, художественное и т.д.
Много делается в школе в плане наставничества и профориентации. Я думаю, мы на правильном пути.
Наталья БУЧЕНКО