ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Проблемы реформирования образования волнуют не только ученых – специалистов, педагогов, родителей, учеников, но и будущих учителей – тех, кому предстоит начинать реформу и проводить ее в течение всей их педагогической деятельности. Готов ли современный студент педагогического вуза к этой важной общественной миссии?

На двух факультетах ДГУ – физическом (физфак) и химическом (химфак) – мною было проведено мини-исследование по кругу проблем, связанных так или иначе с реформой образования. Было опрошено около 50 студентов. Интересно было узнать мнение и отношение студентов педагогических факультетов к переменам, происходящим в системе образования.

Студентов попросили ответить на следующие вопросы:
1. Что вы знаете о проекте системы образования? В чем он, на ваш взгляд, выражается?
2. Ваше понимание «качества образования».
3. Как вы относитесь к платному образованию? На каких ступенях образования оно возможно?
4. Зачем вам нужен диплом учителя?
5. Нужна ли подготовка будущему родителю? В какой форме она может осуществляться?
6. Надо ли учиться в вузе 5 лет?
7. Как вы представляете самообразование в будущем?
8. Как вы относитесь к демократизации образования?

Естественно, ответы младшекурсников и старшекурсников значительно разнятся. Это, по-видимому, связано не только с возрастом. Три года в университетской среде добавляют опыт, знания, кругозор и ответственность, дают больше представления о будущей профессии, заставляют задумываться над сложными проблемами.

Хотя студенты и учатся на педагогических факультетах университета, но в основном слабо представляют, что происходит в современном российском образовании. Лучше понимают картину происходящих перемен студенты-старшекурсники. Их ответы содержат размышления и опыт, который они накапливают в ходе педагогической практики в школе, общения с учителями.
Предоставим слово будущим учителям. Выбранные на первый вопрос ответы показывают, что проект образования студенты связывают, как правило, с самим процессом обучения.

АНДРОПОВА Людмила (физфак, V курс): «Я знаю, что появилось множество новых предметов: человековедение, культурология, этика и другие. Отношусь к этому негативно, поскольку ради этого не стоило сокращать или исключать физику, химию, биологию. Эти предметы ученик самостоятельно сам изучить не сможет, в отличие от социальных предметов, которые, как говорят, проще и понятнее. Кроме того, нельзя менять наше, одно из лучших образований, на дешевое подражание Западу».

ТУРУШЕВ Руслан (физфак, V курс): «В образовании России назрела необходимость в корне изменить некоторые положения. На наш взгляд, то, что сейчас происходит в средней школе, преподносится как проект реформы, мягко говоря, профанация. Существующий преподавательский состав в школах не соответствует уровню задуманных изменений. Любая хорошая идея канет в Лету».
Почти все студенты второго курса, к сожалению, о проекте реформы образования практически ничего не знают.

Второй вопрос о качестве образования и вовсе поверг студентов в недоумение. Многие студенты просто не представляют, что такое качество образования, чем оно определяется, от каких факторов зависит. А раз так, то будущие учителя не смогут в дальнейшем «воздействовать» на процесс повышения качества современного образования в отсутствие необходимых ресурсов и достойной финансовой поддержки. Лишь несколько ответов как-то «проливают свет» на возможные пути решения проблемы качественного образования.

МАГОМЕДРАГИМОВ Вадим (V курс, физфак): «По моему мнению, качественность образования должна оцениваться теми людьми, на которых должен работать выпускник, от которых должен получить знания, которые им будут применяться в процессе работы, а также (что главное) научиться совершенствовать свои знания по мере необходимости и творчески подходить к решению проблемы».
В основном студенты отделываются общими фразами, связывая «качество» с конечным результатом образования (что, конечно, в общем-то, верно, если определять качество как набор потребительских свойств образования, позволяющих их «владельцу» реализовывать себя в будущей жизни, добиваясь успеха, материального благополучия и пр.), а следовательно, не учитывают, что качество создается в процессе и является динамической и изменяющейся характеристикой.

Ответы на третий вопрос о возможности платного образования отличаются единодушием. Практически все студенты отмечают возможность платного образования в основном на завершающих ступенях образования (в высшей школе), хотя и не исключают платное образование в старшей школе, если оно является специализированным. Однако все склоняются к тому, что бесплатное образование не должно по качеству уступать платному. (Тогда зачем платить за образование?).

БАБАЕВ Нариман (V курс, химфак): «Платное образование должно вводиться только на высшей ступени образования и только вместе с бесплатным. Если у человека есть способности, он должен иметь возможность их развивать вне зависимости от уровня дохода своей семьи. Платное образование должно помочь вузам в улучшении материального обеспечения учебного процесса».

На четвертый вопрос о том, зачем нужен диплом учителя, студенты отмечали двояко: «Вообще нужен диплом о высшем образовании, не важно о каком» и «Нужен именно диплом учителя, так как пойду работать в школу или просто буду работать с людьми». По этим ответам видно, кто в педвузе оказался случайно, «отбыл (отбудет)» 5 лет, возможно, «спасаясь от армии» (такие честные ответы тоже были).

Сложилось впечатление, что к пятому вопросу о подготовке будущего родителя и ее возможных формах студенты проявили некоторое равнодушие. Как правило, ответы содержали позитивные мнения о необходимости такой подготовки в форме специальных курсов, лекций, изданий, пособий.

РАШИДОВА Рагимат (II курс, физфак): «Каждому придется стать родителем. Чем раньше разобраться во всем, тем лучше».

КАЗИЕВА Заира (V курс, физфак): «Подготовка будущего родителя должна начинаться со старших классов школы и продолжаться в вузе. Учащиеся должны получить, прежде всего, знания о психологии взаимодействия между супругами, правилах воспитания детей, особенностях детской психологии. Эти знания должны проходить в форме семинаров и тренингов. Это необходимо для того, чтобы ученики могли смоделировать возможные конфликтные ситуации, а затем найти пути их разрешения».

Вопрос о продолжительности обучения (шестой вопрос анкеты) также вызвал разные мнения. От «мягких» форм: «Не обязательно 5 лет» до более категоричных: «До 5 лет, если не больше». «Нет, программу можно сократить». «Учиться в вузе надо 5 лет, если в нем есть, чему учиться». «Мне, например, мало 5 лет». «Все зависит от способностей студента». Некоторые дали более пространные ответы.

Седьмой вопрос о необходимости самообразования уже серьезно волнует старшекурсников. Хотя он также заставляет задуматься студентов и младших курсов. Ответы, полученные на факультетах, на которых большое внимание отводится информационным технологиям, естественно, содержали связь самообразования с использованием сети Интернет и различных обучающих компьютерных программ; о книгах, библиотеках вспоминали, к сожалению, не так часто.

АХМЕДОВ Магомед (II курс, химфак): «Самообразование в будущем связываю с развитием компьютерной техники и сетевых технологий. У учащихся появится возможность выбора программ обучения, связи с крупнейшими библиотеками и музеями мира. Но необходимо разрабатывать образовательные обучающие программы, использующие лучшее в практике современного обучения».

У многих студентов возникли серьезные проблемы с ответом на восьмой вопрос о демократизации образования. Во-первых, им просто не понятен сам термин «демократизация», что свидетельствует об их крайне низкой социальной культуре. Во-вторых, незнание, непонимание, по-видимому, отразятся в дальнейшем на их желании работать в сфере образования, и вызывает вообще опасение за судьбу перемен в образовании.

Лишь некоторые, в основном старшекурсники, как-то «прониклись» проблемой демократизации образования.

АМИРХАНОВА Зухра (II курс, химфак): «Человек изучает те науки, какие хочет, и берет от образования то, что, на его взгляд, может пригодиться в жизни и дальнейшей деятельности».

К сожалению, была выявлена социальная пассивность молодежи, проявленная даже в такой несложной форме деятельности, как ответы на вопросы анкеты. Особенно это касалось студентов младших курсов, к старшим курсам, что очевидно, студенты становятся более разумными и неравнодушными. Возможно, затронутые проблемы их больше касаются, и они начинают над ними думать. Во всяком случае этот пробный эксперимент оказался полезным во многих отношениях: студентов заставил лишний раз задуматься, зачем они обучаются на педагогических факультетах; преподавателей – ближе познакомиться со своими студентами, а науку – получить срез мнений студенческой среды на происходящие в образовании переломы.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам