Инвестирование основных отраслей производства – основа развития экономики Дагестана

Удивительно, но сегодня многие оценивают себя как крупных специалистов почти во всех областях экономики и даже готовы ставить «летальные» диагнозы некоторым определяющим отраслям развития экономики и в частности – промышленности. Но те, кто ставит такие диагнозы, зачастую не проработали в этих отраслях ни одного дня и не чувствовали запаха и гула производственных цехов, от которых не так-то просто отвыкнуть тому, кто там проработал многие годы и знает цену их успешному функционированию.
Так, совсем недавно в газетной статье солидного издания с громким заголовком «Как ускорить экономическое развитие Дагестана» авторы – ученый-историк (подчеркиваю историк) и экономист (фамилии не указываю из этических соображений) ставят смертельный диагноз промышленности Дагестана. Цитирую авторов: «Нужно с сожалением признать, что в нынешних условиях промышленность в Дагестане уже не поднимется, а та, что еще осталась, бесперспективна». Во-первых, заявлять в утвердительной форме, что промышленность Дагестана «не поднимется», не очень корректно по отношению к многочисленной плеяде директорского корпуса промышленных предприятий республики, а также к Министерству промышленности, энергетики и связи РД. Во-вторых, авторы этой статьи не предлагают ничего для того, чтобы «подняться», или как поступать с тем, что, как они утверждают, «еще осталось». В-третьих, их утверждение о том, что «для ее восстановления у республики полностью отсутствует энергетическая и сырьевая база», мягко говоря, вызывает сомнение.
Для начала рекомендую авторам этой статьи обратиться к опыту развития промышленности Южной Кореи, где ресурсная база в целом может позавидовать Дагестану, но за счет инвестиционно-инновационных механизмов взаимодействия бизнеса, производственной сферы и власти удалось преодолеть самые большие трудности. И потребовалось на это десятки лет. Другое дело, как эффективно использовать имеющуюся базу, какие экономические, инвестиционные и другие механизмы, позволяющие промышленным предприятиям выйти из сложившейся ситуации за менее короткие сроки, использовать. Безапелляционно заявлять «не поднимется», «бесперспективно» и т.д. легко и просто, а вот, чтобы выработать и предложить свои какие-либо реальные подходы или механизмы преодоления трудностей в промышленной отрасли, требуется основательное размышление.
Еще более сомнительным кажется следующее утверждение авторов. Цитирую: «И лучшее, что сегодня можно сделать, – это направить все свободные средства на поддержку сферы туризма и сферы услуг (причем – эстрадных услуг). В этом гарантия того, что мы будем жить в процветающем и развивающемся Дагестане». Сильно сказано, не правда ли?! Авторы полагают, что с рюкзаком за спиной, с барабанными палочками в руках и на высоких музыкальных ритмах в Дагестане можно построить процветающую экономику. Ничего против туризма и дагестанской эстрады я не имею, но то, что предлагают авторы статьи, может ввести в заблуждение многих читателей, плохо разбирающихся в управлении экономикой, и рассматривать такой подход следует только как вторичный, сопутствующий или косвенный.
Авторов можно понять, сегодня о туризме, как о панацее от всех бед, говорят все, начиная от властей предержащих и кончая крестьянином высокогорного села, рядом с которым будет организован лыжный курорт. Мы, как и многие дагестанцы, рады тому, что туристско-рекреационные проекты сегодня успешно продвигаются, и очень хорошо, что, наконец-то, руководство России обратило свой взор на республики Северного Кавказа в этом направлении. Коль руководство страны повернулось к нам лицом и некоторые принципиальные решения федеральной властью уже приняты, значит, можно рассчитывать на успех в этом направлении экономического развития Дагестана.
Конечно, как говорится, на безрыбье и рак рыба, но, к сожалению, у меня вызывает некоторые сомнения уверенность, что туристическое направление сможет ощутимо и системно пополнять бюджет нашей республики и обеспечить существенный скачок в экономическом развитии Дагестана в широком смысле этого слова. Да, это решит некоторые проблемы трудоустройства населения, улучшит привлекательность и имидж Дагестана, что и сегодня, и в будущем очень важно и актуально. Но это ведь не панацея от всех бед. Из классической экономики известно, что прибавочная стоимость создается именно в процессе производства какого-либо вида продукции. И нарушение этого закона приводит к неэффективному экономическому развитию государства со всеми вытекающими из этого последствиями. Следовательно, сегодня при наличии всех имеющихся в области производства проблем мы просто обязаны искать решения его эффективного развития, иначе можем оказаться на задворках мирового экономического развития.
Не рассчитывая на бесспорность своих рассуждений, считаю, что имею достаточно оснований выражать собственную позицию как человек, более 25 лет проработавший в оборонных отраслях промышленного производства и науки за пределами Дагестана, начинавший с должности инженера и прошедший все ступени карьерного роста до должности директора федерального государственного унитарного предприятия оборонного значения. Полагаю, что мой практический, научный и жизненный опыт дает мне моральное право выражать свое видение этой проблемы. Считаю также, что меня поддержит директорский корпус, все работающие в оборонных отраслях и их органах управления.
А моя позиция заключается в том, что все сложности и трудности, которые мы сегодня испытываем в социально-экономическом развитии республики (так же, как и многие другие регионы России) и в частности в отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, нам все равно придется преодолевать. Рано или поздно нам придется признать, что локомотивом экономического развития республики в имеющихся географических условиях могут быть отрасли, связанные в основном с процессом промышленного производства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой промышленностью. Другое дело, что эти отрасли по своей структуре не относятся к быстроподъемным, но ожидаемый эффект стоит того, чтобы упорно над этим работать.
И если смотреть еще шире, это сегодня даже необходимо в целях укрепления технико-технологической и продовольственной безопасности России в не всегда устойчивых и предсказуемых условиях развития межгосударственных отношений. Сегодня наша страна, к сожалению, находится у последней черты по части технико-технологической и продовольственной безопасности. И не случайно, что в последнее время руководство России особое внимание стало уделять оборонной составляющей, инвестиционно-инновационному развитию и, наконец, модернизации всей экономики. А какая может быть модернизация экономики без отлаженного процесса производства продукции? Я уверен, что в ближайшее время будет принят ряд важнейших принципиальных государственных решений по активизации не только основного, высокотехнологичного промышленного производства, но и многих других отраслей и видов производства. Кое-что в этом направлении российское правительство уже начало предпринимать, и примером тому является приезд в августе прошлого года замминистра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова (ныне министра) в Дагестан для изучения состояния промышленности республики и последовавшее за этим обсуждение в Минпромторге РФ проблем развития отраслей промышленности РД. В частности, на обсуждении подчеркивалось, что федеральный центр выражает озабоченность состоянием промышленности нашей республики и готов оказывать всяческую помощь. К сожалению, СМИ Дагестана об этом почти ничего не написали.
Вторым моментом, побудившим меня взяться за перо, стала необходимость изложения своей позиции по подготовке к встречам дагестанской стороны с федеральными органами власти по различным экономическим вопросам. Скажу сразу, что на этих встречах нужна, на мой взгляд, не констатация имеющихся на различных предприятиях трудностей, а должны быть представлены качественно подготовленные бизнес-планы или программы, в которые верят те, кто их представляет, согласованные с Министерством промышленности, энергетики и связи РД и другими задействованными в их подготовке и продвижении ведомствами или организациями. Другими словами, все эти предложения должны быть подготовлены на таком высоком уровне и с таким государственным участием, чтобы у федеральной комиссии в лице Дениса Мантурова и других его подчиненных не было возможности уйти от принятия принципиальных решений по дальнейшему продвижению представленных Дагестаном экономических проектов.
Понимаю, что это не так просто, но это основная парадигма дальнейшего развития и главная прерогатива директоров промышленных предприятий, тем более что они являются зачастую еще и владельцами акций своих предприятий. Если все будет сделано правильно, должно все получиться, ибо налицо главное: наличие взаимного интереса со стороны государственных чиновников России, Дагестана, частных инвесторов и промышленного предприятия. То есть налицо трехсторонний интерес, а интерес в условиях рынка, как известно, является определяющим фактором успеха.
Собственный опыт и встречи с руководителями промышленных предприятий позволяют мне сформулировать ряд проблем инвестиционного развития промышленных предприятий Республики Дагестан.
В частности: во-первых, как ни парадоксально, но возникают некоторые противоречия между предложениями промышленных предприятий и федеральными органами управления, принимающими решения, а также инвесторами.
Суть противоречий заключается в том, что бизнес-проекты, которые предлагают предприятия, являются более прогрессивными, инновационными и, естественно, более затратными, а органы управления и инвесторы в основном настаивают на реализации зарубежных проектов 10-20-летней давности, отработавших, как правило, свою инвестиционную привлекательность за рубежом, не только морально, но и физически безнадежно устаревших. Конечно, они обходятся дешевле и на первых порах кажутся привлекательными, но на самом деле это только видимость инновационного развития, в итоге приводящая предприятие в тупик.
Во-вторых, недоступность инвестиционных средств. Руководство страны, руководители банков и других кредитных организаций много говорят о предоставлении финансовых ресурсов, но когда дело доходит до конкретных договоров, выясняется, что кредиты практически не доступны, а если и доступны, то на не совсем приемлемых условиях. И это особенно касается кредитных организаций и банков Дагестана.
В-третьих, определяющая, на наш взгляд, трудность заключается в том, что, несмотря на системные заявления руководства России об иновационно-инвестиционном развитии, руководители предприятий до сих пор не могут дождаться принятия объективных решений в федеральных органах управления по реализации перспективных инновационных проектов, ими предлагаемых.
У читателей могут возникнуть вполне резонные вопросы: что же делать, с чего начинать и др.? Конечно, в одной статье дать развернутые предложения по столь сложным перспективам экономического развития будет проблематично, но некоторые общие подходы можно обозначить.
В частности, у нас имеется «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до
2025 года». Можно по-разному относиться к этой Стратегии, но, на наш взгляд, она не хуже, чем в других регионах, и достаточно основательно определила основные направления экономического развития республики. Для того чтобы она начала работать, во всех республиканских ведомствах и на предприятиях должны быть разработаны четкие тактические и стратегические отраслевые программы реализации конкретных проектов по отраслям применительно к каждому объекту, на предмет реализации которых должен осуществляться периодический контроль со стороны руководства отрасли.
Само по себе наличие программы – это еще не все, главное – повседневная, тактическая работа по ее реализации и постоянная по мере возникновения позитивных или негативных ситуаций ее корректировка. Определяющую роль здесь должны сыграть директора промышленных предприятий со своими бизнес-планами. Они должны работать в тесном взаимодействии, проявляя инициативу, контактируя с Министерством промышленности, энергетики и связи РД и Минпромторгом РФ. Другими словами, должны проявлять конкретные, системные действия в интеграции с вышеуказанными органами. Нам представляется, что сегодня система взаимодействия между предприятием, Министерством промышленности, энергетики и связи РД и Минпромторгом РФ не выстроена. Например, отсутствует возможность полноценного участия и взаимодействия в работе и частных предприятий. Поэтому необходимо принять ряд законодательных актов или договоренностей на уровне республики, которые систематизировали бы эту работу и обеспечили ее эффективность. Самое главное, чтобы региональная власть оказывала содействие директорам предприятий в возможности достучаться до высших федеральных органов власти по части полноценного инвестиционного развития промышленных предприятий Дагестана.
У многих производственников основная проблема – это инвестиции. Поэтому особое место сегодня должно занимать тесное взаимодействие руководителей предприятий с Агентством инвестиций и внешнеэкономических связей РД, которое в последнее время при поддержке Правительства РД проводит эффективную работу по привлечению инвестиций в нашу республику.
Надо всегда помнить, что субъективные отношения и личные человеческие качества никто не отменял, и они, как правило, дают хорошие результаты. А проявление личностных или директорских амбиций с заказчиками может только навредить делу. Овладение качественной и полной информацией, проявление колоссального желания получить заказ даст свои результаты. Если, конечно, технические, технологические и другие составляющие позволяют этот заказ выполнить.
Читателю может показаться, что подходы, изложенные в этой статье, выглядят как общие и декларативные, но нельзя забывать, что при решении важных вопросов вначале надо определиться с общими подходами, а затем от общего переходить к частным вопросам, в которых уже можно разбираться профессионально по существу каждой проблемы. Но это тема другой статьи.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Изменения в Правилах Дорожного Движения

Изменения в ПДД Российской Федерации всегда интересовали большую часть жителей нашей страны. Рассказываем про последние новации 2024 года. СИМ Уже с...

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...
spot_imgspot_img

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам