ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Великий идеалист Сократ сначала позволял говорить ученикам, потом говорил сам. Умение слушать своих питомцев, культивируемое еще до нашей эры, учеными и педагогами всегда признавалось наиболее результативным. Но, к сожалению, чаще в теоретических трудах. На практике же расширить границы методов обучения не всегда получается даже у людей, призванных формировать менталитет общества. Преобразование школ в гимназии — попытка обеспечить многообразие форм обучения и воспитания детей. Не все махачкалинские гимназии отвечают своему статусу, и поэтому в поисках опыта приходится снова обращаться к уже зарекомендовавшим себя учебным заведениям.
Всего два года как Махачкалинская школа №11, отмечавшая этой весной свое 75-летие, официально перешла в разряд гимназий. Но это как раз тот случай, когда определение приходит вслед за содержанием. По сути своей работы коллектив под руководством заслуженного учителя Дагестана А.П. Хорошевской уже практически с 90-х годов работает в режиме учреждения, ориентированного на многостороннее развитие учащихся.
ЦЕНТР ШКОЛЫ
— Александра Павловна, только Вы сможете сделать это, Вы фанат этого дела, у Вас получится, — предложение министра образования республики Б.С.Гаджиева создать при школе Центр эстетического воспитания директор приняла без особого сопротивления.
Художественной самодеятельности и творчеству детей А.П. Хорошевская всегда уделяла не меньше внимания, чем учебному процессу. Был уже и опыт участия во всероссийском конкурсе-фестивале, и медаль за первое место. Ориентироваться тоже было на что — в Москве, Белгороде и в других больших городах страны уже существовали такие центры. (Позже Александра Павловна познакомилась с работой московских центров эстетического воспитания). Интеллектуальная база в школе № 11 была. Имея среди шефов Республиканское управление статистики, учащиеся одиннадцатой школы были даже знакомы с машинной обработкой информации.
РЕФОРМЫ
Были разработаны новые учебные планы с учетом профиля. Адаптированные к условиям и возможностям махачкалинской школы программы по учебно-воспитательному процессу в Центре эстетического воспитания (ЦЭВ) сочетались с программами национально-регионального компонента. Поэтому адаптация в этом случае вовсе не означала упрощение программ, а наоборот, на стыке их появились новые возможности. Ковроткачество, ювелирное и гончарное дело — это составные изобразительного искусства, ставшего одним из направлений эстетического воспитания в школе.
— У нас с первого года обучения ребенка и до окончания школы идет по одному из направлений: изобразительное и театральное искусство, хореографический, библиографический или, как сейчас называют, класс информационной культуры. Избравшие музыкальный класс сами выбирают и музыкальный инструмент, на котором играют в этих стенах: фортепиано, скрипка, тар, кумуз, барабан, балалайка, мандолина, ксилофон…
ФОРМЫ
Сначала школьники отдельно осваивают игру на выбранном музыкальном инструменте. Прошедшие этот этап вливаются в ансамбли. «Юлдуз» — дружбой отдает от названия ансамбля таристов. На подаренных касумкентскими коллегами инструментах играют барабанщики. «Колокольчиком» звенят ксилофоны. Эти и другие ансамбли входят в оркестр народных инструментов. А обучают мастерству преданные своему делу педагоги дополнительного образования, подобные Муси Курбановичу Кансадиеву.
Школа гордится своим духовым оркестром. Хореографический ансамбль «Гюнеш-Солнышко» — постоянный участник российских и международных конкурсов.
Каждая зарубежная поездка — источник положительных эмоций не только для полсотни юных артистов, побывавших в них, но и для всей школы. Способность коллектива, руководимого А.П.Хорошевской, заряжать своим душевным состоянием других притягивает новых друзей.
ЕВРОПА РУКОПЛЕЩЕТ
Каждая поездка на конкурс или фестиваль отражается фейерверком в школьной жизни. Еще не все впечатления от Италии, где в мае делегация одиннадцатой школы города Махачкалы участвовала в фестивале «Вива, Италия» (в рамках программы «Дети XXI века»), улеглись, поэтому в первые дни сентября всплыли в памяти флорентийские улочки, по которым махачкалинцы ступали, как когда-то Рафаэль. Достопримечательности Рима, Ватикана, Сан-Марино и других городов государства, изображенного на карте мира в виде сапога, пополнили знания дагестанских ребят.
— Это же история древнего мира, — замечали они на каждом шагу…
На этот раз, кроме танцоров и певцов, поехали и учащиеся театрального отделения. Заместитель директора школы № 11 Ашура Рашидовна Алиева в этой поездке совмещала роли педагога и бабушки. Один из ее внуков во время концерта четырежды переодевался. Такая динамика не может не зажечь публику. За автографами дагестанских артистов шла настоящая охота.
Их уже знают в Польше, Финляндии, Франции. Привлекая внимание своей яркостью и задором, юные музыканты из горной страны настолько завоевали сердца зарубежных друзей, что их теперь постоянно приглашают для участия на международных фестивалях. Один из них состоится в октябре этого года во Франции.
— Просят: «Дагестанцев хоть десять человек привезите», — директор школы отзывчива на приглашения, но поиски финансов сбавляют пыл. Хотя до сих пор особых проблем с этим не было. И Администрация города Махачкалы, и «Газпром», и бывшие ученики готовы помочь. С.Д.Амиров обеспечивает и информационной литературой, представляющей наш город.
Участие Саида Джапаровича в жизни школы ощутимо и за пределами республики. В письме руководителя Секции прав человека и тендерного равенства Отдела прав человека, безопасности и философии ЮНЕСКО В.Володина к Главе города Махачкалы еще одно приглашение: « В 2008 году международное сообщество будет отмечать 60-ю годовщину принятия Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила, что образование должно быть направлено «к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Пример одиннадцатой гимназии вселяет в нас уверенность, что город Махачкала, один из красивейших городов мира, будет активно участвовать в обмене позитивным опытом в области образования детей и молодежи в духе культуры мира и прав человека».
Преподаватели и школьники из махачкалинской гимназии в Финляндии были свидетелями современной концепции оборудования школ. Зарубежный опыт внедряется и в России. 1 сентября открылась в Москве новая школа №2030, где принцип организации школьного труда похож. Александра Павловна готова, чтобы ее школа стала экспериментальной базой и в этом.
СЛАВА УЧЕНИКОВ
Ребенок, который переносит меньше обид, вырастает в человека, более сознающего свое достоинство.
Один из признанных способов самовыражения — изобразительное искусство. Что находят сотрудники Ассоциации международной культуры и гуманных связей в рисунках учащихся махачкалинской школы, чтобы из года в год помещать их в «Международной детской художественной галерее»?.. Красочные каталоги «Галереи» выдают имена будущих мастеров: Султан Ибрагимов, Асият Ачилова, Сергей Бессчетный, Дилара Добузова, Динара Исаева, Сабина Улубекова.
Выпускники Махачкалинской гимназии № 11 смело и умело прокладывают свой жизненный путь. Московская, Ростовская, Саратовская и Астраханская консерватории, институт Дружбы народов и другие престижные вузы страны приняли их в свои студенческие коллективы. Выпускница хореографического класса, «звезда школы» Сурмели Касаева поступила в этом году в Санкт-Петербургский институт культуры.
На встрече Президента РД Муху Алиева со студентами именно выпускница одиннадцатой школы Ксения Еремина выступала от имени дагестанцев, обучающихся в московских вузах. За три года учебы она, студентка романо-германского отделения филологического факультета МГУ, не получила ни одной четверки. В смелости девочки из Дагестана есть, конечно, и мамино влияние: один из заместителей директора Людмила Федоровна Еремина не только преподает в школе английский язык, но и держит на контроле психологический микроклимат в школе.
Совместная с Александрой Павловной идея ставить учащихся в непредвиденные ситуации выражается и в такой форме: вызывается, например, ученик на педагогическое совещание, и ему предлагают провести собрание учителей.