Администрирование доходов бюджета в 2010 году

Развитие института администрирования доходов обусловлено изменениями в бюджетном процессе страны. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 63-ФЗ) ввел новые понятия главного администратора доходов бюджета и определил его основные полномочия (ст. 160.1 БК РФ). В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации» определил полномочия главных администраторов доходов и закрепил источники доходов. Представленный материал посвящен процессу исполнения администраторами доходов бюджета своих полномочий.

Процесс зачисления доходов в бюджет
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, первоначально поступают на счета органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Банка России на балансовом счете № 40101 "Доходы, распределяемые между бюджетами". Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по учету и распределению доходов, поступающих в бюджетную систему РФ, между бюджетами бюджетной системы страны (ст. 40 БК РФ). Нормативы распределения доходов, действующие в соответствующем финансовом году, устанавливаются Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством. Учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами осуществляются в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в расчетном документе на зачисление средств на счет № 40101, Контроль за правильностью оформления платежных (расчетных) документов возлагается на администраторов соответствующих поступлений в бюджет.
Информация о поступлениях в бюджеты представляется территориальными органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет, в том числе информация о невыясненных поступлениях. Для обеспечения информационного обмена между администраторами поступлений в бюджет и территориальными органами Федерального казначейства заключаются соглашения. При этом правовым основанием для заключения соглашения является нормативный правовой акт, устанавливающий права данного органа власти (бюджетного учреждения) по администрированию доходных источников. Полномочия территориальных органов Федерального казначейства при распределении поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ и взаимодействии с администраторами поступлений в бюджет реализуются в соответствии с Приказом Минфина России № 92н от 05.09.08 г.

Полномочия администраторов доходов бюджета
Главными администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иные организации, имеющие в ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст. 6 БК РФ).
Основная функция, возложенная на главного администратора доходов бюджета, заключается в нормативно-правовом регулировании полномочий по администрированию поступлений подведомственных ему администраторов.
Нововведением является наделение полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) территориальных органов федеральных органов государственной власти. В соответствии с п. 5 ст. 160.1 БК РФ в редакции Закона № 63-ФЗ установлено, что определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Это означает, что территориальные органы ФНС будут являться главными администраторами региональных и местных налогов и сборов и, соответственно, должны представлять бюджетную отчетность о региональных и местных налогах и сборах, прогнозы, иные сведения, необходимые для составления проектов бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований, в финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Перечень главных администраторов доходов бюджета устанавливается законом (решением) о бюджете на соответствующий год (период).
К основным бюджетным полномочиям главного администратора доходов бюджета относятся (ст. 160.1 БК РФ):
– формирование перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
– представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
– представление сведений для составления и ведения кассового плана;
– формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.
В целях реализации своих полномочий главный администратор доходов бюджета должен произвести последовательно следующие действия:
1) издание нормативного правового акта, обеспечивающего ведение подведомственными администраторами бюджетного учета поступлений;
2) принятие от подведомственных учреждений бюджетной отчетности о поступлениях в установленном Минфином порядке представления и составления бюджетной отчетности;
3) формирование бюджетной отчетности главного распорядителя средств бюджета;
4) представление главным распорядителем средств бюджета бюджетной отчетности в соответствующий финансовый орган (в Федеральное казначейство – в части доходов федерального бюджета) и формирование прогнозов поступлений, закрепленных по главе главного распорядителя средств бюджета;
5) представление главным администратором средств бюджета прогнозов в соответствующий финансовый орган: краткосрочных прогнозов – в порядке, установленном финансовым органом для составления кассового плана; прогнозов на среднесрочную перспективу – в порядке, установленном финансовым органом для формирования проекта бюджета.

Порядок осуществления полномочий устанавливается:
– Правительством РФ – для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений;
– высшим исполнительным органом субъектов РФ – для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами государственной власти субъектов РФ, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений;
– местными администрациями – для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами местного самоуправления, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений.
Администраторы доходов бюджета – это органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Как следует из определения, основной обязанностью администратора доходов является начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Кроме того, на администраторов доходов возложены следующие функции:
– взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
– принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;
– принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление уведомления в орган Федерального казначейства;
– формирование и представление главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
– и другие, установленные Бюджетным кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Примечание. Свои полномочия администраторы доходов осуществляют в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).

Общий порядок закрепления доходов за администраторами поступлений
Общий порядок закрепления поступлений в бюджет за органами государственной власти (органами местного самоуправления) – администраторами поступлений в бюджет устанавливается Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (Приказ Минфина России от 25.12.2008 г.№145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".)
Администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье). В тех случаях, когда суд выносит решение о наложении штрафа за нарушения судебного процесса администратором доходов выступает Федеральная служба судебных приставов, поскольку судебные органы не являются администраторами поступлений в бюджет.

Администрирование доходов бюджета от предоставления дотаций осуществляется органами, организующими исполнение бюджета.
Администрирование доходов бюджета от предоставления субсидий и субвенций, а также возврат субсидий и субвенций прошлых лет осуществляется органами, уполномоченными в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами на использование указанных денежных средств. Администрирование доходов бюджета от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими соответствующие субсидии и субвенции.
Администрирование доходов бюджетов, относящихся к периоду исполнения функций администрирования по доходному источнику иным органом государственной власти РФ, осуществляется вновь утвержденным главным администратором (администратором), в том числе в части возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Соглашение об информационном взаимодействии администратора с органом Федерального казначейства
Нормативный правовой акт администратора по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет является основанием для заключения соглашения об информационном взаимодействии администратора с территориальным органом Федерального казначейства (Приказ Минфина России № 92н). В соглашении указываются сроки, формы и способы передачи информации.
Обмен информацией осуществляется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности у администратора поступлений – с использованием бумажных носителей.
Администратор поступлений в бюджет представляет в орган Федерального казначейства карточку образцов подписей, правовой акт главного администратора поступлений в бюджет, в ведении которого он находится, наделяющий его полномочиями администратора поступлений в бюджет, с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации.
В соответствии с заключенными соглашениями администратору поступлений в бюджет направляется выписка из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета с приложением информации из расчетных документов, ведомость учета внебанковских операций, разд. I справки о перечислении поступлений в бюджеты по администрируемым им поступлениям. По просьбе администратора разд. I справки о перечислении поступлений в бюджеты может направляться ежедневно в электронном виде, а в случае отсутствия электронного документооборота – один раз в месяц.
Опубликование данной статьи обусловлено тем, что бюджет г. Махачкалы обеспечивает поступления платежей более 30 администраторов доходов. В 2009 году администраторами доходов собрано в городской бюджет налоговых и неналоговых доходов на сумму 2 011 147 тысяч рублей.
Сегодня службы Администрации г. Махачкалы, Министерства финансов РД нашли согласие с администраторами доходов и совместными усилиями в повседневной работе добились исполнения администраторами доходов своих полномочий в соответствии с требованиями законодательства в этой области.
Администраторами доходов по г. Махачкале на 2010 год заключены соглашения с казначейством, изданы нормативно-правовые акты, устанавливающие полномочия по администрированию доходных источников.
У администраторов доходов бюджета г. Махачкалы на 2010 год имеется правовое поле для обеспечения поступлений плановых назначений в сумме 2 654 023 тысячи рублей, что на 21% (464 844 тыс. руб.) больше, чем в 2009 году.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам