Со слов директора музея Салихат Гамзатовой, изначально выставка планировалась, чтобы представить искусство конфессий, представленных на дагестанской земле, начиная с языческих времен по сегодняшний день: мусульманской, христианской религии и иудаизма; но затем организаторы решили заострить внимание на декоративных элементах, обратившись к рисунку верований Дагестана. Поэтому выставка обобщенно носит познавательный характер, но во главе угла экспозиции – символы языческих времен на глиняных сосудах, на камнях, знаки, украсившие предметы утвари, керамику, дагестанские ковры.
Эти предметы невозможно рассматривать в разрыве от последующих исторических пластов: это как предчувствие к творчеству современных дагестанских художников, неосознанно вобравших архаичные формы искусства на генетическом уровне. Не потому ли, рассматривая отдельные экспонаты, на подсознательном уровне возникают ассоциации с работами художника Ибрагимхалила Супьянова. Но даже он ощущает творческое «бессилие» в сопоставлении своих произведений с представленными элементами: «Когда я их вижу, то чувствую, что я непрофессионал, что у меня получается хуже дорожного знака, – искренне признается он. – Есть желание быть рядом, соприкоснуться. Но не придумывать знак. То, что я делаю в живописи и графике, я до конца не знаю, как не знаю арабскую каллиграфию хотя бы на уровне ученика медресе. Но я восхищаюсь этими знаками, понимая, что наши предки вкладывали в них определенные смыслы. И когда видишь эти символы, понимаешь: неважно, какие человек ставил перед собой задачи, главное, что они уже выполнены».
Наверное, основная мысль выставки была бы недосказанной без материалов и экспонатов Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Правда, два небольших зала, отведенных под экспозицию не смогли вместить весь объем экспонатов, приходящихся на огромный временной пласт. Поэтому, чтобы зритель имел представление об их существовании, были показаны фотовыдержки наиболее ярких фрагментов: была представлена прекрасная серия работ Камиля Чутуева, уже побывавшая в Москве. Это петрографика из разных аулов Дагестана. В ряду фотоэкспозиции выставлены и архитектурные сооружения, и росписи Свято-Успенского Кафедрального собора г. Махачкалы.
Вместе с тем символики, идущие из глубокой древности и восходящие к языческим временам, по сей день бытуют в народном искусстве.
Выставка интересна тем, что некоторые работы зритель увидел впервые: так, своего часа дождались христианские покровцы, датируемые первой половиной XIX века и XVIII веком, долгое время хранившиеся в фонде музея.
– Спектр деятельности музея настолько обширен, что нам впору ожидать самые интересные и интригующие историко-культурные проекты, – отметил заместитель министра культуры РД Магомедрасул Магомедов. – Дагестан – музей под открытым небом, он богат памятниками, содержащими эти разнообразные по смысловому звучанию знаки. Исламская религия запрещала изображение живых существ, большее внимание уделялось знакам и символам. Материал применялся самый разнообразный: холст, дерево. Конечно же, сегодня невозможно говорить об их доскональной изученности.
Эту выставку можно назвать началом большой работы в данном направлении с учетом того, что до сих пор многие из этих символов не могли попасть в поле зрения людей. В настоящее время Министерство культуры РД проводит паспортизацию памятников, которых сегодня более чем 6 тыс. 600. Поэтому коллекция в данном направлении нашего музея пополнится, и последующие экспозиции могут быть интереснее предыдущих.
– Посмотрев выставку, можно понять, насколько богат наш Дагестан, – говорит сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, доктор исторических наук Эльмира Далгат. – Увиденное нами – это всего лишь тонкий верхний слой исторического контекста. Дагестан – уникальный регион. Прошло уже много тысячелетий с тех пор, как были зафиксированы первые записи о находках на его территории, и по сей день археологи обнаруживают удивительные экспонаты. Я благодарю сотрудников музея, которые дали нам возможность заглянуть в прошлое…