«Золотой стандарт» знаний

С 1 сентября 2023 года внедряется программа Федеральных основных образовательных программ (ФООП). Это означает введение единых учебных программ и стандартов в школьном образовании.

Единая общеобразовательная программа станет обязательной для всех школ – как государственных, так и частных. «Золотой стандарт» знаний означает, что все школьники страны смогут учиться по одним и тем же предметам и учебникам.

Приняты также некоторые поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся таких моментов, как «профориентация школьников», «привлечение обучающихся к труду», и другие.

Как все эти нововведения скажутся на образовательном процессе? Будут ли полезны школьникам?

Об этом наш разговор с директором Махачкалинской средней школы №10, кандидатом исторических наук Рамизом Сердеровым.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ?

– Единый стандарт в образовании – это то, о чем мы мечтали,– говорит Рамиз Мирзегасанович, – из всех реформ, происходящих с 1989 года, последняя – самая революционная.

Во–первых, облегчается переход ученика из одной школы в другую: не надо будет изучать то, что не проходили в своей школе. Например, если в связи с переездом ученику из Калининграда нужно учиться в Тюмени, то не будет никаких проблем: там изучают такой же материал в одно и то же время.

Во–вторых, слово «образовательная услуга» убрано из всех документов, обучение, воспитание это не услуга, это формирование личности – знающей, интеллектуальной и духовной.

Вообще, я выступаю за то, чтобы из системы образования ушли чуждые для нас понятия – менеджмент, дистанционное образование, семейное, платное.

Считаю, что приходит конец рыночным отношениям в нашей системе. Надеюсь, следующим шагом реформирования станет отказ от ОГЭ и ЕГЭ, от всего, что пришло с Запада и является чуждым для нас.

– Рамиз Мирзегасанович, законодательство разрешает школам использовать авторские программы. Не находите ли вы в этом какой-то элемент противоречия единой образовательной программе?

– Знаете, авторские программы использовались и в советской школе. Сегодня школам оставляют право на разработку своих программ, но их содержание и ожидаемые результаты обучения не должны быть ниже госстандартов.

То есть любая инновационная задумка учителя должна пройти экспертную оценку и, если признана полезной, может использоваться как дополнение к основной программе.

– Не кажется ли вам, что постепенно мы возвращаемся к советской системе образования?

– В советской системе образования было много полезного. Как сказал президент России Владимир Путин, из советского образования надо убрать принцип неповоротливости: изменения в политике внутренней и внешней, новые достижения науки должны найти в нем свое отражение.

В 2015 году мы запретили школьникам пользоваться смартфонами на уроках: они должны думать своей головой, как это было в советское время.

 

УЧЕБНИКИ И НАСТАВНИКИ

– А какова ситуация с учебниками? Новая программа требует и новых учебников.

– Я, как учитель истории, могу рассказать об изменениях в этом учебнике. Именно этот предмет формирует мировоззрение ученика, самосознание, самооценку.

С 1 сентября этого года старшеклассники будут учиться по единому учебнику истории. Единая программа преподавания истории для учеников 10 и 11-го классов предполагает курсы: «История России» и «Всеобщая история».

В учебнике для 10-го класса практически треть содержания посвящена Великой Отечественной войне. В отдельные параграфы вынесены оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы.

В учебнике для 11-го класса есть главы, посвященные воссоединению Крыма и Севастополя с Россией, а также отмечены причины и цели СВО.

– Год педагога и наставника продолжается, что свидетельствует о повышенном внимании общества к возрастающей роли педагога: не только давать знания, но и воспитывать личность.

В связи с этим во всех школах вводится должность советников директоров по воспитательной работе. Есть ли у вас советник и чем он занимается?

– Такой человек у нас есть. Обычно мы собираемся втроем – я, замдиректора по воспитательной работе и советник. Обсуждаем предстоящие мероприятия, решаем, что проводить в первую очередь.

Конечно, предлагаются мероприятия патриотического характера, организация внеклассных мероприятий, те, что развивают таланты детей.

Советник проводит «Разговоры о важном», вовлекает школьников в деятельность детских и молодежных объединений. У нас действуют такие организации, как РДДМ, Юнармия, «Волонтеры Победы», «Росгвардейский класс».

Хочу дополнить, этот предмет – «Разговоры о важном» – направлен на укрепление духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма. Темы одинаковы для учеников всех регионов России, то есть формируются одинаковые взгляды и представления, восприятие действий и событий.

Складываются понятия, что можно делать, а что нельзя, исходя из общих для всех правил и норм поведения.

 

ТРУД КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

– Ключевыми поправками в Закон «Об образовании в Российской Федерации» стали понятия «привлечение обучающихся к труду» и «профориентация школьников».

Как решаются эти проблемы в вашей школе?

– Труд занимает важное место в процессе формирования и воспитания личности. Мы стараемся привлекать учащихся к общественно полезному труду, а это и посадка деревьев, и уборка территории, и многое другое.

В новом учебном году собираюсь внедрить незаслуженно забытое понятие – уборка в классе. Поговорил с родителями, попросил не возражать.

Дисциплине «Технология» придет на смену «Трудовое обучение». В 70-х годах прошлого века было такое направление в образовании – политехническое, видимо, оно возвращается. А политехническое образование – это и есть трудовое воспитание.

Тогда, в те годы, действовали УПК – учебно-производственные комбинаты, один находился в здании, где сегодня располагается Управление образования города.

В УПК были оборудованы учебные классы, производственные мастерские, соответствующее оборудование. Старшеклассники могли обучиться мастерству повара, швеи-мотористки, воспитателя, электрика, продавца, автоделу и т.д.

Люди должны что-то уметь делать своими руками, а не просто нажимать на кнопки.

Что касается нашей школы, то с вводом нового корпуса появились возможности политехнического образования. Возможности научить девочек, точнее восстановить, что уже было, – домоводство.

Мальчики осваивают резьбу по дереву, занимаются 3D-моделированием, обучаются прикладному рисунку. Это не ИЗО, наш учитель – профессиональный ювелир, обучает ребят практически тому, что может пригодиться в жизни.

Надеюсь, будут грамотные учебники по трудовому обучению и соответствующая база. Было бы неплохо иметь станки по работе с металлом.

То есть нужно делать все, чтобы наши дети смогли сами поменять перегоревшую лампочку, а не вызывать электрика.

Чувство, что ты можешь что-то сделать своими руками – оно окрыляет, особенно ребенка, подростка.

Считаю, что человек должен быть грамотным, профессионалом, и первые шаги в этом он делает именно в школе. Школа – единственное государствообразующее предприятие на планете Земля.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам