Он оставил добрую память

Средства массовой информации широко освещали это событие. Много добрых слов было сказано в его адрес. Все подчеркивали весомый вклад Абдурахмана Даниялова в социально-экономическое развитие нашего горного края, сохранение дружбы народов многонационального Дагестана.

Свой авторитет и влияние, любовь народа он использовал в интересах формирования национального мира и сохранения в республике правопорядка.

В период его руководства вряд ли возникала необходимость говорить о коррупции, взятках, местничестве и религиозном экстремизме. Органы власти и госбезопасности оберегали национальный мир и благополучие в социальной и политической сферах. При нем в республике сформировалась национальная интеллигенция. Трудились ученые, писатели и поэты, в законодательных и исполнительных органах основная часть делегированных в них дагестанцев верно служила Родине, не давала повода усомниться в их честности и порядочности. Вряд ли есть смысл говорить о его авторитете не только в пределах родного Дагестана, Кавказа, но и всей страны.

В тяжелый период войны, навязанной нашей стране фашистской Германией, А. Даниялов много сил и энергии отдавал мобилизации народа для отпора врагу.

Война потребовала поставить под ружье всех мужчин. Ушедших на фронт требовалось заменить женщинами, пожилыми и подростками. Неудачи первого периода войны высветили недостатки в подготовленности вооруженных сил, обеспечении фронта оружием и боеприпасами, а также продовольствием. По мере приближения фашистских войск к пределам Северного Кавказа пришлось перестроить всю экономику, позаботиться об обеспечении общественного порядка и безопасности республики.

Строились оборонительные сооружения, создавались истребительные отряды, готовились к возможности ведения партизанской войны в случае захвата врагом Дагестана. Приходилось решать вопросы борьбы с вражескими диверсантами, появлявшимися в ряде районов, преступными группированиями из числа уклонявшихся от мобилизации в армию.

Все эти и другие проблемы вынудили перестроить всю воспитательную работу, реорганизовать экономические и социальные составляющие военного времени.

Эти тяжелейшие заботы легли на плечи Абдурахмана Даниялова. Вся организационная и идеологическая работа была подчинена решению сложнейших задач при тесном контакте с командованием военных округов размещенных в республике воинских частей. Некоторые из них формировались в Дагестане.

Хорошее знание своего народа, каждого, кто должен служить интересам защиты Родины, позволило А. Даниялову найти слова и решения, рассчитанные на формирование в обществе боевого духа. Плоды напряженной деятельности всех дагестанцев высоко оценивались в центре и Председателем Государственного Комитета Обороны И.В. Сталиным. В адрес городов и районов поступали благодарственные послания за многообразные патриотические дела нашего народа. Кое-где, в том числе в музеях, находятся знамена, которыми отмечались усилия в те сложные годы.

Были и правительственные награды, уже в тяжелые первые годы мужество дагестанцев на фронте отмечалось высокими званиями героев Советского Союза, первыми из них были Магомед Гаджиев и Валентин Эмиров.

Участник Гражданской войны Кара Караев при поддержке руководства республики, в первую очередь А. Даниялова, создал добровольческий кавалерийский отряд, дошедший до логова фашизма. Были и другие заметные события, отражавшие отношение нашего народа к защите Родины.

Неожиданными, противоестественными для взаимоотношения народов Кавказа, их отношений к советскому государству явились абсурдные решения по депортации целых народов в год, когда стала очевидной неизбежность разгрома гитлеровского фашизма. Этим абсурдным решением Сталина воспользовались некоторые шовинистического настроя дельцы от политики, находившиеся в ближайшем окружении вождя.

По дошедшим до А. Даниялова сведениям Багиров предложил главе партии и государства подвергнуть выселению дагестанские народы. Не составляет труда вычислить, какие лживые и оскорбительные для нашего народа выдвигались мотивы. Узнав об этой кощунственной акции, готовившейся в недрах власти по инициативе дельцов от политики, А. Даниялов решил добраться до Москвы и встретиться со Сталиным. Маршрут полета пролегал над Средней Азией, ибо на просторах Кавказа полыхала война. Вражеские войска лишили возможности прямого выезда в столицу. Об этом поведал мне брат Даниялова – Гаджиали.

Поездка состоялась. Усилия А. Даниялова увенчались успехом. Угроза, нависшая над дагестанским народом, была отведена. Руководителю республики удается убедительными аргументами вынудить Сталина изменить решение о депортации дагестанцев. Сталин воспользовался ситуацией, чтобы предложить А. Даниялову выделить пополнение для армии, хотя знал об отсутствии людских ресурсов в связи с прошедшей поголовной мобилизацией.

В ответ на это в республике развернулась кампания по призыву в армию добровольцев из числа юношей 1924 и 1925 годов рождения. От того, как удастся выполнить задачу, зависела и судьба дагестанцев. Ведь находившиеся тогда в окружении Сталина Багиров и Берия не отказывались от кощунственной идеи депортации дагестанцев, задумав таким образом удовлетворить свои подлые замыслы.

Развернутая пропагандистская работа с участием партийных функционеров, интеллигенции, влиятельных людей старшего поколения, женщин и фронтовиков позволила призвать в армию более четырех тысяч молодых людей, в основном из учащихся старших классов. Огромную благодарность заслужили добровольцы 1943 года, которые в условиях еще сохранявшегося тяжелого положения на фронте, с огромными жертвами, изъявили готовность отправиться на борьбу с врагом, отстоять Родину и отвести надвигавшуюся на родной Дагестан незаслуженную акцию выселения.

Для меня добровольцы 1943 года – уважаемые люди. Они знают об этом. Могли из моих публикаций в прессе видеть, как высоко ценю их мужество во славу Дагестана. В бытность председателем Комитета по делам ветеранов, единственной в стране государственной службы, призванной заботиться о ветеранах войн и семьях погибших защитников Родины, выходил к руководству республики с предложением организовать встречу с оставшимися в живых добровольцами того времени. Было согласие. Но от нее отказались бывшие руководители. Один из них в беседе со мной заявил, что призыв добровольцев будто бы не был связан с намечавшейся акцией выселения. При этом сослался на Расула Гамзатова, который якобы сказал, что Абдурахман Даниялов будто бы ему не говорил о кознях Багирова. Следовательно, не спасал Даниялов республику и роль добровольцев в этом не просматривается.

Мне не было понятно, чем руководствовался Расул Гамзатов, если он действительно утверждал, что с ним А. Даниялов не говорил о надвигавшейся беде. Ведь Расул в 1942-43 годах не был тем Расулом, что в последующие годы. И гигант Даниялов вряд ли нуждался в советах еще сравнительно молодого человека, каким был Расул Гамзатов. Такова подоплека всей неверной позиции, занятой тогда и складывавшейся в наши дни.

Нет нужды еще раз привлекать внимание к проделкам мстительного Багирова по искажению признанного демократическим движения горцев под руководством Шамиля. Лжеисторик, пользуясь своей причастностью к руководству партией в Кремле, провоцировал публикации, искажающие историю и оскорбляющие горцев, выступавших за свою свободу против царской тирании. Здесь отметим и попытку грузинских коллег Багирова разделить предложенные им оценки о Шамиле. Но история расставила свои оценки.

Не Багиров, заслуживший за свои преступления суровой меры наказания, определял взаимоотношения народов Дагестана и Азербайджана. Эти добрососедские отношения достаточно откровенно изложил Гейдар Алиев. Верю, что его наследники ориентируются именно на добрые отношения двух братских народов.

В 1944 году Даниялову удалось уберечь наши народы от депортации, но он не смог отстоять право проживания горцев в исторически обжитых

аулах. При существовавшем тогда в обществе диктате центральной власти он вынужден был пойти на переселение жителей некоторых сел горных районов в соседнюю республику. Дорого обошлось горцам расставание с родными очагами. Понимали боль и страдания тех, кого коснулось принудительное выселение в товарных вагонах в дальние края страны.

Трудными оказались испытания, выпавшие на долю переселенцев. Сказывались непривычные природные условия. Давали знать огорчения, коснувшиеся выселенных и переселившихся. Не могли понять, зачем потребовались глумления над массой людей. Не хотели дагестанцы обживать не свои дома и места. Стали возвращаться в родные места, хотя власти этого не одобряли. Желание вернуться обострялось уходом из жизни немалого числа переселенцев. Не выдержали они необычных для них условий. Стрессовое состояние усугубило боль изменения привычного уклада жизни.

Обеспокоенные начавшимся процессом самовольного возвращения людей в аулы Цунтинского района, власти республики, в первую очередь

А. Даниялов, пожелали выяснить, как складывается жизнь самовольно вернувшихся и какие напрашиваются меры. Ответить на некоторые из этих вопросов предстояло группе сотрудников контрразведки во главе с Абидом Мамаевичем с выездом в Цунтинский и соседний Тляратинский районы.

В группу вошли сотрудники Султанмеджид Батырханов, Ким Юсов. Добирались до сел Тляратинского района, граничащих с Цунтинским районом. Там временно останавливались возвращавшиеся переселенцы. Местные жители проявляли гостеприимство и переживали в связи с выпавшими на их долю трудностями. Сохранилось в памяти все увиденное и услышанное о выпавших тяжких испытаниях наших горцев. Многие болели, но, вернувшись в свои разрушенные дома, радовались. Говорили, что ничто не заставит их покинуть свои жилища. Видел разрушенное здание мечети одного села, брошенные книги. Подобрал все. Сложил, чтобы вернувшиеся могли ими пользоваться.

Благодарен Абакару, жителю с. Кидеро, который выделил мне лошадь. Он же помог нашей группе расположиться. Закончились продукты. Но протекавшая у села речка оказалась богатой форелью. Мы ловили ее у местной мельницы. Все, что видел и узнал, занес в документ в обком партии с предложением о восстановлении Цунтинского района. Рад за исход той поездки.

Помню, как был доволен А. Даниялов результатом нашей поездки и подготовленным документом, в котором была обоснована необходимость восстановления района.

Осталось в памяти, как реагировал А. Даниялов в связи с преступлениями, совершенными мюридами самозванного шейха Амая. Попавшие под его влияние верующие совершили бандитское нападение на состав Верховного суда, где рассматривалось уголовное дело одного из мюридов, надругавшегося над девушкой. В результате этого преступления были убиты конвоир Рустамов и милиционер, охранявший здание Совета Министров.

Была проделана огромная работа, рассчитанная привлечь внимание широкой общественности с тем, чтобы вовремя принять меры по упреждению преступных посягательств, не запрещая людям отправлять предусмотренные религией обряды.

Нет необходимости возвеличивать личность Абдурахмана Даниялова. У кого-то, возможно, сохранились воспоминания иного характера. Жить и руководить республикой не означает творить только добро. Возможно, были основания для упреков и обид.

Но в дни столетия государственного деятеля Абдурахмана Даниялова был убежден в том, что наш народ выразит единодушное признание заслуг человека, долгие годы руководившего республикой. Добрая память о нем сохранится в наших сердцах. Так и случилось. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам